• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
15:47 

Постмодерн подсмотрен
скромная кромка льда
куда
не ступала нога
непуга-
нная да-
нная мне
медленная не-
длинная
арковина

октя     бря
  \   /
   но я

@темы: поэзия

16:17 

Постмодерн подсмотрен
Нимношк ссылок на 6/14 номер НЛО

Обзор работ по "неестественной" нарратологии

Статьи проблематизируют понятия "естественного" и "неестественного" повествований, черты неестественного в естественном, неестественность естественного, историческую подвижность границы естественности и кароч всё в этом духе.

Про интерсубъективность интерпретаций и её основу в коллективной чувственности

О герменевтике, роли читателя в производстве смыслов и роли сообщества в том, чтобы эти смыслы были в той или иной мере общими и устойчивыми.

О визуальности древних текстов и современных комиксов

Вкратце: визуальность древних текстов сама была текстом, каждый текст мыслился как материальный и любая его копия являла собой новый текст, поскольку в древнее время установки на копирование не было и не было инварианта текста. В современном мире любой текст заточен под копирование, в том числе визуально активные тексты вроде комиксов. У них уже есть инварианты, есть разделение текста на материальный, выраженный в данной копии, и медиальный - инвариант, голый текст. В целом нынешняя визуальная активность культуры выглядит как новый виток развития, отрицание отрицания: средневековая визуальность, изменённая долгим присутствием в гуттенберговой галактике, возвращается на новом уровне.

@темы: литвед, ссылки

16:06 

Постмодерн подсмотрен
Внезапно срач вокруг Алексиевич разгорелся в другой плоскости, в которой я его и не ожидал. Серьёзно, не думал, что политота так может уебать мозги людей, что они признание русскоязычной прозы восприняли как плевок в сторону русскоязычной культуры. Ох пиздец, что это за хуйня-то? Или это комплексы какие у людей? у меня за эти дни синяк на лице от фейспалмов появился.

И другая проблема: люди не различают журналистику и вербатим. А особо ушлые из упоротого лагеря, которые знают о вербатиме, стараются объяснить, что проза Алексиевич - не он. Но, разумеется, никаких доводов, кроме эмоциональных вскриков и кудахтанья, они не приводят.

Проблема в том, что я сам не могу объяснить толком границу между интервью и вербатимом, которую я ощущаю. Вот ощущаю. Если попробовать всё-таки рационализировать, то, наверно, отличие в масштабе и степени присутствия второго автора (у редимейда есть два автора: первый делает вещь как вещь, второй эту вещь помещает в нужный дискурс, чтобы сделать искусством). Масштаб - не только количественный, но и исторический. Количество голосов прорывается в качество истории. Полифония - кто помнит, в формулировке комитета это слово было одним из главных - отображает всю недостаточность, многогранность и осколочность исторической правды, которая не может быть выражена только в книгах победителей и всяких там единых учебниках истории. Свидетельство жертвы, отогнанного историей на обочину, становится важным для выстраивания более полной исторической картины. А откуда там второй автор и в чём его роль? Второй автор (агрегатор по сути) присутствует на метатекстуальном уровне, в композиции, в противодействии совсем уж агрессивному риторическому дискурсу и в помощи вытянуть из его наслоений личное, телесное, своё. Если вербатим и журналистика, то журналистика того уровня, на котором становится литературой в логоцентрическом её понимании. Вербатим - попытка романа в век развитых ИТ. Ближайший сосед Алексиевич - Достоевский.

@темы: IRL, facepalm.jpg, проза

10:58 

Постмодерн подсмотрен
Блин, какая крутая вещь! Если интернет не врёт (а если врёт, всё равно круто), этот обрывок бумаги со стихотворением сняли пару лет назад в Припяти



Лежит на подоконнике какого-то дома.

В том же источнике есть ссылка на это стихотворение полностью на Стихи.ру, автор — Любовь Сирота, кроме того, изначально текст был опубликован в цикле "Ноша", посвящённом Припяти в 1990 году. Но! Если сравнить. Этот цельный текст из интернета — какая-то банальная графомань. В контексте цикла 90-го года — свидетельство сомнительной художественной ценности. А этот кусок текста, набранный на машинке, оставшийся на обрывке в заброшенном городе — это восхитительная вещь. Даже если он "сделан" сознательно как художественный жест, а не редимейд (я сначала подумал на второе, но сейчас подозреваю всё же первое).

Это я о том, насколько существенна не только поэтика конкретного текста, но и контекст, в котором она пребывает. И да, medium = message, всё такое. Нечёткие машинописные буквы, серая и грязная бумага и, главное, этот неровный отрыв, сталкиваясь со смыслами текста, деформируют их и значат не меньше, чем сам текст.

И, на мой взгляд, в данном виде текст только выигрывает, становится мощнее и убедительнее, чем в своём полном и более уютном виде.

@темы: Вконтакте, поэзия

01:05 

Постмодерн подсмотрен
Срач вокруг Алексиевич безблагодатен: смотрите, две нации спорят, у кого хуй стал длиннее.

А ведь это хороший повод вспомнить, что кроме заборов есть поля, объединяющие разнородное. "Русский писатель" или "белорусский писатель" - это скорее ярлыки, чем определения. Определения длиннее и подробнее. Тут надо вспомнить и язык, на котором работает автор, и его реальное гражданство, и его собственное ощущение принадлежности к некой нации, и тот культурно-исторический материал, с которым автор имеет дело, и культурный бэкграунд, интертекст.

Вот, скажем, есть Шамшад Абдуллаев. Он живёт в Узбекистане, сам вроде узбек по национальности. Ландшафт Ферганы - пожалуй, главный герой его поэзии, т.е. некая, эмм... миметическая что ли база - тоже узбекская. Но пишет он по-русски. Ок, но и тут не всё просто: культурный бэкграунд в его поэзии при этом нихуя не русский, вся она укоренилась в колыбели европейской и американской поэзии, никаких культурных намёков на русскую поэзию нет и в помине. Чей же это поэт? Давайте вот всё соберём в ладный ответ: Абдуллаев — русскоязычный поэт, узбек и гражданин Узбекистана, работающий с ферганским миметическим материалом в русле европейских и американских культурных традиций. Длинно? Зато обстоятельно, без ярлыков и заборов.

Возвращаясь к Алексиевич получим чот вроде того: русскоязычная писательница, белоруска (правильно написано, нет?), работающая с историко-культурным материалом, общим для нескольких наций/ государств/ культур.

Хотя всем похуй, наверное, каждый примазаться хочет, будто если он одной национальности с Нобелевским лауреатом, то это его личная заслуга и делает его каким-то особенным. Да, Алексиевич получила премию, но ты-то какое имеешь к этому отношение? (это я к себе в том числе, а то ведь тоже испытывал приятные чувства лишь на основе того, что пишу и говорю на одном с ней языке — пиздец достижение, не правда ли?)

(вполне вероятно, что я тут ошибок наделал, в том числе фактических, если заметили, намекните, я просто немного нетрезв))

@темы: размышления

19:31 

Постмодерн подсмотрен
08.10.2015 в 20:08
Пишет Константин Редигер:

Как, наверное, и половина из вас, я думаю над дурацкой темой: можно ли считать Алексиевич русским нобелевским лауреатом.
Понятно, что это не имеет значения. Книжки ее от этого не станут ни лучше, ни хуже. Но мне интересно как казус.
Проблема в том, что непонятно, как считать.
Какие очевидные доводы за?
Она пишет на русском. Самый сильный довод. Но не считаем ведь мы Хемингуэя и Гордимер английскими писателями или Елинек - немецкой, хотя они писали на английском и немецком. Более того, есть и еще более странные случаи. Скажем, я бы никогда не назвал Найпола английским писателем, хотя он пишет на английском и, более того, живет в Британии.
Происхождение из Советского союза. Но в рамках этой логики надо было бы считать русским нобелевским лауреатом Генрика Сенкевича, так как он был подданным Российской империи, и даже Зингера, который тоже родился в Российской империи. В рамках той же логики Шойинку нужно считать английским писателем.
С другой стороны основной контрдовод тоже слаб. Это страна проживания. Но если считать по стране проживания, то Бунин и Гао Синцзянь - французские писатели, а Бродский - американский поэт.
Второй контрдовод - Алексиевич первые свои вещи опубликовала в СССР. Это верно, но совершенно непонятно, почему из-за этого ее нужно считать русской писательницей: если бы она публиковалась, скажем, на грузинском, это бы и в голову никому не пришло.
Говоря короче, единственным разумным критерием мне представляется мнение самой Алексиевич, которое я себе не представляю. В интервью, которые я читал, она связывает себя прежде всего с белорусской литературной традицией. Если это действительно так, то нужно оставить имперские амбиции и порадоваться за белорусов. Более того, это исторический момент для русскоязычной литературы: единое культурное пространство теперь официально демаркировано. Это страшно интересно.

URL записи

@темы: проза, размышления

16:43 

Постмодерн подсмотрен
Можно по-разному относиться к Нобелевке по литературе, в конце концов, литература там присутствует лишь постольку поскольку, но то, что это мощный легитимирующий институт, трудно отрицать. Как бы то ни было, приятно, когда её получает человек, работающий в моей родной языковой стихии. Если кто вдруг пропустил, премию получила Светлана Алексиевич.

@темы: проза, IRL

18:18 

Постмодерн подсмотрен
Интереснейший диалог двух интересных художников, Анатолия Осмоловского и Евгения Антуфьева о материале

Пост на Сигме приурочен к выставке Антуфьева «Семь подземных королей, или краткая история тени», иллюстрирована фоточками скульптур Антуфьева, некоторые из которых я невозбранно спиздил сюда, ибо они крутые) и копипасточка интересная, да
Осмоловский: <...> Вот скажите, если говорить про ваши скульптуры, которые сейчас будут выставлены. Вы их сравниваете с детскими скульптурами, для площадок и так далее. Но с другой стороны, если поставить такую скульптуру на детскую площадку — туда ребенка будет привести проблематично. Ребенок ведь испугается.


Скульптура на детской площадке, автор неизвестен.

Антуфьев: Возле моего дома были какие-то безумные старички-лесовички, какие-то демоны, головы из пенька, обезьяны с лапами-сучьями, русалки-тотемы. Никогда с ними не играл и не видел, чтобы кто-то играл. Это довольно зловещие вещи. Детям это все совершенно безразлично, они боятся каких-то странных вещей, которых мы никогда не догадались бы бояться. Больше всего они любят и боятся неопределенного: тени, которые еще не сформировались. Шорохи. Я всегда спал под одеялом с головой и это была идеальная защита от всего, что шуршало и трепетало за окном. Хотя я не смог бы сформулировать, что это, не смог бы это нарисовать.

Осмоловский: Выходит, это абсолютно обособленная субкультура получается, причем совершенно неисследованная.

Антуфьев: Это да. Если возвращаться к вашим работам, то ваша серия «Хлеба» — это что-то из детства. Пытаешься заснуть, вглядываешься в обои, ковры, и внезапно все это в галлюцинозе превращается в какие-то лица, фигуры. И несмотря на то, что это орнамент, там есть, как бы это сказать…

Осмоловский: Антропоморфность.

Антуфьев: Да. Абсолютно антропоморфные черты. Мне очень нравится название серии, оно открыто для интерпретации и все равно это некая ритуальность, подношение чему-то.

Осмоловский: В то время я интересовался различными предметами, которые мы не замечаем. Я хотел создать неопознанный объект. Но проблема в том, что традиционный неопознанный объект в современном искусстве — это некое осциллирование, от слова осциллограф. Что-то между мусором и искусством. И я подумал, что хорошо было бы создать неопознанный объект, между искусством и ритуальным, религиозным объектом. То есть непонятно: или это объект искусства, или религиозный объект какой-то секты. И в этом смысле ваши работы, которые вы сейчас делаете, они тоже зависают между ритуальным и художественным.

Антуфьев: Мне нравится, когда выставка превращается в какой-то археологический объект, когда ты смотришь и пытаешься понять, зачем это. Пытаешься расшифровать знаки. Выступаешь в роли археолога. Большинство этнографических и археологических записей основаны на каких-то сплошных допущениях. Представляю, как они входили в египетские гробницы, насколько чуждыми они казались. Образы, которые сложно с ходу атрибутировать, самые интересные.


Немного "хлебов" Осмоловского

И "подземных королей" Антуфьева

@темы: арт, копипаста, ссылки

20:28 

Постмодерн подсмотрен
О вакуумной поэзии Ры Никоновой в контексте сверхмалых текстов

Все эти рассуждения о вакуумах и таблицах приёмов интересны и сложны, но я взял на вооружение другое, а именно различение «пустотных» и «нулевых» текстов:

Первый тип — тексты с акцентированной визуальностью: пустое пространство основного текста в них обладает довольно жестко заданным объемом («площадью») внутри ЗФК <заголовочно-финальный комплекс>. Функция данной «пустоты», как правило, — служить эквивалентом словесных знаков, предполагаемых, потенциально возможных либо аннигилированных на данном пространстве. Примером таких текстов являются «пустые» строфы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», состоящие из «эквивалентов поэтического текста» (Ю. Тынянов) — рядов отточий; или, в более «чистом» виде, «Белый сонет» Генриха Сапгира, объем которого коррелирует с пространством, требующимся для 14 сонетных строк.

«Нулевые тексты» — те, в которых пустое пространство листа не является необходимым, хотя и может присутствовать как «носитель» данного типа текстов. Иначе говоря, «нулевой текст» сводится исключительно к ЗФК, нередко в свою очередь сильно редуцированному. Канонический пример такого текста — знаменитая «Поэма Конца (15)» Василиска Гнедова, представляющая собой жанровый надзаголовок в позиции заглавия — чем и исчерпывающаяся.


Ну, я тут свой "Contemporary сонет" вспомнил - нулевой текст как есть, только с гипертрофированным паратекстом (насколько я помню, сноски не входят в собственно ЗФК, но являются паратекстом, порой входящим непосредственно в текст). А вот примеров пустотного текста вроде у меня нет)

@темы: ссылки, поэзия, литвед

11:57 

Постмодерн подсмотрен
В Амстердаме установили памятник Осипу и Надежде Мандельштам, копию памятника, установленного в Петербурге в 2010 году (авторы те же). Весьма своеобразная фактура и фотки неоч сделаны, но выглядит как-то так



На постаменте слова

О, как же я хочу,
Нечуемый никем,
Лететь вослед лучу,
Где нет меня совсем!


Стихотворение 1937-го года, кстати, позднейшее. Удивительно оно именно своим светом и лёгкостью. И концепция памятника о том же: никакой тяжести, мученичества и прочих тёмных сторон. Тут оценивать односторонне невозможно, но, наверно, такая трактовка не менее хороша. Она основывается не столько на биографии, сколько на самой поэзии тех лет, а она была именно такой, светлой, звучной и крылатой.

ссылко

@темы: ссылки, поэзия, IRL

17:05 

Постмодерн подсмотрен
Работы Сидура из Манежа собираются проверить на экстремизм. Энтео дали 10 суток.

Чо уж тут комментировать...

@темы: facepalm.jpg, арт

17:35 

Постмодерн подсмотрен
Погиб активист, член арт-группы "Война" Лёня Ёбнутый. На работе: упал, спиливая деревья.

Новости выглядят просто блестяще. В новостях сплошные звёзды: "Лёня ****тый", "*** в плену у ФСБ", "****сь за наследника Медвежонка".

Война не выиграна. Но и не проиграна.

@темы: арт

22:25 

Постмодерн подсмотрен
Моя хомячиха теперь зомби.

Сегодня я перед уходом на улицу решил закинуть ей морковки, а она лежит холодная, не двигается, не реагирует на прикосновения... Морковку я таки закинул, а трупик решил выкинуть попозже. Когда вечером я вернулся домой и заглянул к ней с целью выкинуть, она меня встретила весёлым хрустом морковки. Смотрит такая своими бусинками, как ни в чём не бывало.

Чот боюсь её теперь...

@темы: дыбр

23:38 

Постмодерн подсмотрен
может и меня простит моя антигона
ни одно небо не застраховано от угона
гладь его разрывает по диагонали
дихотомия мгновения
гляди мы с тобой не догнали

всякий агон заканчивается агонией угнетённого
брату беги вдогон покуда земля расстёгнута
не покинь его неотпетого
уже безнадёжно поник
обожжённый запретом твой полиник

@темы: поэзия

13:28 

Постмодерн подсмотрен
Ну а я тут недавно посмотрел "Чобитов". Это первый аниме-сериал, который я посмотрел полностью, и, думаю, то, что он короткий, тоже сыграло свою роль. Я и не подозревал, что мне будет интересно смотреть такую мелодраматическую вещь, но в целом мне понравилось, я сидел умилялся и смеялся)) возможно, дело в моей любви к мультикам вообще, наверное, подобное кино я бы смотреть не стал.

Ребята! Кто-нибудь знает что-то подобное из аниме? Недлинное, романтически милое, с юмором, без излишней пошлости (вот в Чобитах её баланс прям в самый раз был) и насилия (я хочу с женой всё-таки посмотреть), с обаятельными героями и каким-нибудь фантастическим ништяком, вроде персокомов, который бы придавал теме дополнительную, пусть и неглубокую, глубину. Ну, и рисовка не детская)

@темы: мульты

15:16 

Постмодерн подсмотрен
И всё-таки акция Энтео в Манеже была очень нужна. Как и во всякой акции, важно не столько действие, сколько реакция на него от тех, кто должен реагировать. И я сейчас не про реакцию музейщиков и галеристов, она была предсказуема. А вот реакция тех, кто призывает к ответственности. Полиция, прокуратура, вот это всё. Ребята практически молчат, в деле об Энтео у них и конь не валялся. Стоит просто сравнить эту реакцию с реакцией на Пусси Райот) Суть акций не идентична, но построены они на одном приёме: некая группа людей вторгается в неподготовленное, толком не охраняемое (т.е. охраняемое лишь некими нормами, принятыми в сообществе, представители которого обычно это пространство посещают) пространство и через это вторжение и вызванный им скандал высказывается. Ну, и ждёт реакцию. Кстати говоря, в случае с ПР никакого материального ущерба нанесено не было. Чего не скажешь о БВ.
А реакция, да, не только от властей, конечно. Идентичной, только с обратными полюсами, была реакция, как бы выразиться, чтобы не обидеть, ну, оппозиции власти. типа ПР - гуд, а БВ не гуд. Да БВ тоже гуд. Есть возможность наблюдать, как его дело заминают)

@темы: IRL, арт

18:06 

Постмодерн подсмотрен
по ночам
меня обнимает немота
капризничает
хочу говорит вот такие
речевые черевички
царские императивные
принеси
кузнечик вакула
и в лагуну свою лакуну
в себя окуну
ну

@темы: поэзия

11:00 

Постмодерн подсмотрен
Тока я про граффити написал, вышли мы погулять, а на стене кинотеатра - Шагал. Т.к. были мы без фотика, пришлось снимать на попавшийся под руку тапок, вышла большая, но мутная фотка. Надо будет снова туда сходить и нормально сфоткать.

большая мутная фотка

Не, разумеется, те два рисунка и этот - разные вещи. Разве можно сравнивать цветную безвкусную копирку и самостоятельные глубокие рисунки? ну, и, опять же к вопросу о разрешённости рисования. Тут Мандельштама впору вспомнить, только заменить "стихи" на "граффити")

Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые — это мразь, вторые — ворованный воздух

На самом деле интересно искать отличия от оригинала и думать, откуда они там взялись. Откуда колесо обозрения? откуда дым из трубы (маскирует розетку, как я понял)? Домики там лишние и пр.

@темы: провинция, дыбр

11:27 

Постмодерн подсмотрен
В нашем городишке практически нет годного стрит-арта, есть ублюдочные письмена всяких идиотов на стенах, какие-то теги, традиционные "хуй" и "<имя> лохпидр", есть и довольно простые, чаще всего ванильные трафаретки и не только трафаретки, но всё равно попсня, есть и корявые рисунки каких-то монстров и уродов. Но рисунков с каким-то прям месседжем очень мало. До недавнего времени я видел только два таких. Увы, теперь остался лишь один.

Этот, оставшийся, я в своё время зафоткал и даже временами ставлю на аву вконтакте



Очень классный человечек, напоминающий рисунки Кафки.



Кафкианский сюжет: от каких-то бытовых мелочей, обыденной жизни - к огромному вопросу в пустоте. И то ли он ладонью показывает на него (типа "Чоза хуйня?"), то ли кулаком (я на своей фотке обыграл с кулаком), хотя это бесполезно. Короче, пронзительная фигура. И её не закрашивают, может, оттого, что дом, на котором она нарисована, не нужен никому в своих ебенях, на окраине городской застройки, а может, оттого, что рука не поднимается на такую годноту.

Второй, увы, уже закрасили. Это я увидел вчера, и был сильно раздосадован. Как на ЖЭК, которому милее белый шлепок на серой стене, так и на себя, так и не запечатлевшего это, прямо скажем, интерактивное граффити. Но хорошенько полазив вконтакте по группам, посвящённым нашему городу, я всё-таки его нашёл.



Как знал, что местный интересный чувак, фотограф, поэт и музыкант, захочет запечатлеть это чудо. Сам я не запечатлел лишь потому, что хотел это сделать в дождь, когда из трубы потоки воды хлещут прямиком на изображение, чтобы, значит, изобразить суть этого рисунка, но в дождь всё время был не там. Мне нарисованный чувак напоминает буддийского монаха, который медитирует под струями воды и потихоньку размывается ими (рот, как можно заметить, уже размыт, монах немой), по-моему, охуенная идея, я всегда восхищался этим рисунком. Но вот ребята из ЖЭКа не восхитились и вместо него оставили на этой серой стене белое пятно. Когда в следующий раз встречу фотографа, пожму ему руку и скажу спасибо.

@темы: провинция, дыбр, IRL, фотащки

12:23 

Постмодерн подсмотрен
иногда кажется
что
пульсирует кожица
штор

сонная моя артерия
луч
щели оконные греет и
лучше

за форточкой нынче ветрено
бетон
наверное тысячелетие
не то

@темы: поэзия

Re-Vision

главная