Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
19:31 

Постмодерн подсмотрен
08.10.2015 в 20:08
Пишет Константин Редигер:

Как, наверное, и половина из вас, я думаю над дурацкой темой: можно ли считать Алексиевич русским нобелевским лауреатом.
Понятно, что это не имеет значения. Книжки ее от этого не станут ни лучше, ни хуже. Но мне интересно как казус.
Проблема в том, что непонятно, как считать.
Какие очевидные доводы за?
Она пишет на русском. Самый сильный довод. Но не считаем ведь мы Хемингуэя и Гордимер английскими писателями или Елинек - немецкой, хотя они писали на английском и немецком. Более того, есть и еще более странные случаи. Скажем, я бы никогда не назвал Найпола английским писателем, хотя он пишет на английском и, более того, живет в Британии.
Происхождение из Советского союза. Но в рамках этой логики надо было бы считать русским нобелевским лауреатом Генрика Сенкевича, так как он был подданным Российской империи, и даже Зингера, который тоже родился в Российской империи. В рамках той же логики Шойинку нужно считать английским писателем.
С другой стороны основной контрдовод тоже слаб. Это страна проживания. Но если считать по стране проживания, то Бунин и Гао Синцзянь - французские писатели, а Бродский - американский поэт.
Второй контрдовод - Алексиевич первые свои вещи опубликовала в СССР. Это верно, но совершенно непонятно, почему из-за этого ее нужно считать русской писательницей: если бы она публиковалась, скажем, на грузинском, это бы и в голову никому не пришло.
Говоря короче, единственным разумным критерием мне представляется мнение самой Алексиевич, которое я себе не представляю. В интервью, которые я читал, она связывает себя прежде всего с белорусской литературной традицией. Если это действительно так, то нужно оставить имперские амбиции и порадоваться за белорусов. Более того, это исторический момент для русскоязычной литературы: единое культурное пространство теперь официально демаркировано. Это страшно интересно.

URL записи

@темы: проза, размышления

16:43 

Постмодерн подсмотрен
Можно по-разному относиться к Нобелевке по литературе, в конце концов, литература там присутствует лишь постольку поскольку, но то, что это мощный легитимирующий институт, трудно отрицать. Как бы то ни было, приятно, когда её получает человек, работающий в моей родной языковой стихии. Если кто вдруг пропустил, премию получила Светлана Алексиевич.

@темы: проза, IRL

18:18 

Постмодерн подсмотрен
Интереснейший диалог двух интересных художников, Анатолия Осмоловского и Евгения Антуфьева о материале

Пост на Сигме приурочен к выставке Антуфьева «Семь подземных королей, или краткая история тени», иллюстрирована фоточками скульптур Антуфьева, некоторые из которых я невозбранно спиздил сюда, ибо они крутые) и копипасточка интересная, да
Осмоловский: <...> Вот скажите, если говорить про ваши скульптуры, которые сейчас будут выставлены. Вы их сравниваете с детскими скульптурами, для площадок и так далее. Но с другой стороны, если поставить такую скульптуру на детскую площадку — туда ребенка будет привести проблематично. Ребенок ведь испугается.


Скульптура на детской площадке, автор неизвестен.

Антуфьев: Возле моего дома были какие-то безумные старички-лесовички, какие-то демоны, головы из пенька, обезьяны с лапами-сучьями, русалки-тотемы. Никогда с ними не играл и не видел, чтобы кто-то играл. Это довольно зловещие вещи. Детям это все совершенно безразлично, они боятся каких-то странных вещей, которых мы никогда не догадались бы бояться. Больше всего они любят и боятся неопределенного: тени, которые еще не сформировались. Шорохи. Я всегда спал под одеялом с головой и это была идеальная защита от всего, что шуршало и трепетало за окном. Хотя я не смог бы сформулировать, что это, не смог бы это нарисовать.

Осмоловский: Выходит, это абсолютно обособленная субкультура получается, причем совершенно неисследованная.

Антуфьев: Это да. Если возвращаться к вашим работам, то ваша серия «Хлеба» — это что-то из детства. Пытаешься заснуть, вглядываешься в обои, ковры, и внезапно все это в галлюцинозе превращается в какие-то лица, фигуры. И несмотря на то, что это орнамент, там есть, как бы это сказать…

Осмоловский: Антропоморфность.

Антуфьев: Да. Абсолютно антропоморфные черты. Мне очень нравится название серии, оно открыто для интерпретации и все равно это некая ритуальность, подношение чему-то.

Осмоловский: В то время я интересовался различными предметами, которые мы не замечаем. Я хотел создать неопознанный объект. Но проблема в том, что традиционный неопознанный объект в современном искусстве — это некое осциллирование, от слова осциллограф. Что-то между мусором и искусством. И я подумал, что хорошо было бы создать неопознанный объект, между искусством и ритуальным, религиозным объектом. То есть непонятно: или это объект искусства, или религиозный объект какой-то секты. И в этом смысле ваши работы, которые вы сейчас делаете, они тоже зависают между ритуальным и художественным.

Антуфьев: Мне нравится, когда выставка превращается в какой-то археологический объект, когда ты смотришь и пытаешься понять, зачем это. Пытаешься расшифровать знаки. Выступаешь в роли археолога. Большинство этнографических и археологических записей основаны на каких-то сплошных допущениях. Представляю, как они входили в египетские гробницы, насколько чуждыми они казались. Образы, которые сложно с ходу атрибутировать, самые интересные.


Немного "хлебов" Осмоловского

И "подземных королей" Антуфьева

@темы: арт, копипаста, ссылки

20:28 

Постмодерн подсмотрен
О вакуумной поэзии Ры Никоновой в контексте сверхмалых текстов

Все эти рассуждения о вакуумах и таблицах приёмов интересны и сложны, но я взял на вооружение другое, а именно различение «пустотных» и «нулевых» текстов:

Первый тип — тексты с акцентированной визуальностью: пустое пространство основного текста в них обладает довольно жестко заданным объемом («площадью») внутри ЗФК <заголовочно-финальный комплекс>. Функция данной «пустоты», как правило, — служить эквивалентом словесных знаков, предполагаемых, потенциально возможных либо аннигилированных на данном пространстве. Примером таких текстов являются «пустые» строфы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», состоящие из «эквивалентов поэтического текста» (Ю. Тынянов) — рядов отточий; или, в более «чистом» виде, «Белый сонет» Генриха Сапгира, объем которого коррелирует с пространством, требующимся для 14 сонетных строк.

«Нулевые тексты» — те, в которых пустое пространство листа не является необходимым, хотя и может присутствовать как «носитель» данного типа текстов. Иначе говоря, «нулевой текст» сводится исключительно к ЗФК, нередко в свою очередь сильно редуцированному. Канонический пример такого текста — знаменитая «Поэма Конца (15)» Василиска Гнедова, представляющая собой жанровый надзаголовок в позиции заглавия — чем и исчерпывающаяся.


Ну, я тут свой "Contemporary сонет" вспомнил - нулевой текст как есть, только с гипертрофированным паратекстом (насколько я помню, сноски не входят в собственно ЗФК, но являются паратекстом, порой входящим непосредственно в текст). А вот примеров пустотного текста вроде у меня нет)

@темы: ссылки, поэзия, литвед

11:57 

Постмодерн подсмотрен
В Амстердаме установили памятник Осипу и Надежде Мандельштам, копию памятника, установленного в Петербурге в 2010 году (авторы те же). Весьма своеобразная фактура и фотки неоч сделаны, но выглядит как-то так



На постаменте слова

О, как же я хочу,
Нечуемый никем,
Лететь вослед лучу,
Где нет меня совсем!


Стихотворение 1937-го года, кстати, позднейшее. Удивительно оно именно своим светом и лёгкостью. И концепция памятника о том же: никакой тяжести, мученичества и прочих тёмных сторон. Тут оценивать односторонне невозможно, но, наверно, такая трактовка не менее хороша. Она основывается не столько на биографии, сколько на самой поэзии тех лет, а она была именно такой, светлой, звучной и крылатой.

ссылко

@темы: ссылки, поэзия, IRL

17:05 

Постмодерн подсмотрен
Работы Сидура из Манежа собираются проверить на экстремизм. Энтео дали 10 суток.

Чо уж тут комментировать...

@темы: facepalm.jpg, арт

17:35 

Постмодерн подсмотрен
Погиб активист, член арт-группы "Война" Лёня Ёбнутый. На работе: упал, спиливая деревья.

Новости выглядят просто блестяще. В новостях сплошные звёзды: "Лёня ****тый", "*** в плену у ФСБ", "****сь за наследника Медвежонка".

Война не выиграна. Но и не проиграна.

@темы: арт

22:25 

Постмодерн подсмотрен
Моя хомячиха теперь зомби.

Сегодня я перед уходом на улицу решил закинуть ей морковки, а она лежит холодная, не двигается, не реагирует на прикосновения... Морковку я таки закинул, а трупик решил выкинуть попозже. Когда вечером я вернулся домой и заглянул к ней с целью выкинуть, она меня встретила весёлым хрустом морковки. Смотрит такая своими бусинками, как ни в чём не бывало.

Чот боюсь её теперь...

@темы: дыбр

23:38 

Постмодерн подсмотрен
может и меня простит моя антигона
ни одно небо не застраховано от угона
гладь его разрывает по диагонали
дихотомия мгновения
гляди мы с тобой не догнали

всякий агон заканчивается агонией угнетённого
брату беги вдогон покуда земля расстёгнута
не покинь его неотпетого
уже безнадёжно поник
обожжённый запретом твой полиник

@темы: поэзия

13:28 

Постмодерн подсмотрен
Ну а я тут недавно посмотрел "Чобитов". Это первый аниме-сериал, который я посмотрел полностью, и, думаю, то, что он короткий, тоже сыграло свою роль. Я и не подозревал, что мне будет интересно смотреть такую мелодраматическую вещь, но в целом мне понравилось, я сидел умилялся и смеялся)) возможно, дело в моей любви к мультикам вообще, наверное, подобное кино я бы смотреть не стал.

Ребята! Кто-нибудь знает что-то подобное из аниме? Недлинное, романтически милое, с юмором, без излишней пошлости (вот в Чобитах её баланс прям в самый раз был) и насилия (я хочу с женой всё-таки посмотреть), с обаятельными героями и каким-нибудь фантастическим ништяком, вроде персокомов, который бы придавал теме дополнительную, пусть и неглубокую, глубину. Ну, и рисовка не детская)

@темы: мульты

15:16 

Постмодерн подсмотрен
И всё-таки акция Энтео в Манеже была очень нужна. Как и во всякой акции, важно не столько действие, сколько реакция на него от тех, кто должен реагировать. И я сейчас не про реакцию музейщиков и галеристов, она была предсказуема. А вот реакция тех, кто призывает к ответственности. Полиция, прокуратура, вот это всё. Ребята практически молчат, в деле об Энтео у них и конь не валялся. Стоит просто сравнить эту реакцию с реакцией на Пусси Райот) Суть акций не идентична, но построены они на одном приёме: некая группа людей вторгается в неподготовленное, толком не охраняемое (т.е. охраняемое лишь некими нормами, принятыми в сообществе, представители которого обычно это пространство посещают) пространство и через это вторжение и вызванный им скандал высказывается. Ну, и ждёт реакцию. Кстати говоря, в случае с ПР никакого материального ущерба нанесено не было. Чего не скажешь о БВ.
А реакция, да, не только от властей, конечно. Идентичной, только с обратными полюсами, была реакция, как бы выразиться, чтобы не обидеть, ну, оппозиции власти. типа ПР - гуд, а БВ не гуд. Да БВ тоже гуд. Есть возможность наблюдать, как его дело заминают)

@темы: IRL, арт

18:06 

Постмодерн подсмотрен
по ночам
меня обнимает немота
капризничает
хочу говорит вот такие
речевые черевички
царские императивные
принеси
кузнечик вакула
и в лагуну свою лакуну
в себя окуну
ну

@темы: поэзия

11:00 

Постмодерн подсмотрен
Тока я про граффити написал, вышли мы погулять, а на стене кинотеатра - Шагал. Т.к. были мы без фотика, пришлось снимать на попавшийся под руку тапок, вышла большая, но мутная фотка. Надо будет снова туда сходить и нормально сфоткать.

большая мутная фотка

Не, разумеется, те два рисунка и этот - разные вещи. Разве можно сравнивать цветную безвкусную копирку и самостоятельные глубокие рисунки? ну, и, опять же к вопросу о разрешённости рисования. Тут Мандельштама впору вспомнить, только заменить "стихи" на "граффити")

Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые — это мразь, вторые — ворованный воздух

На самом деле интересно искать отличия от оригинала и думать, откуда они там взялись. Откуда колесо обозрения? откуда дым из трубы (маскирует розетку, как я понял)? Домики там лишние и пр.

@темы: провинция, дыбр

11:27 

Постмодерн подсмотрен
В нашем городишке практически нет годного стрит-арта, есть ублюдочные письмена всяких идиотов на стенах, какие-то теги, традиционные "хуй" и "<имя> лохпидр", есть и довольно простые, чаще всего ванильные трафаретки и не только трафаретки, но всё равно попсня, есть и корявые рисунки каких-то монстров и уродов. Но рисунков с каким-то прям месседжем очень мало. До недавнего времени я видел только два таких. Увы, теперь остался лишь один.

Этот, оставшийся, я в своё время зафоткал и даже временами ставлю на аву вконтакте



Очень классный человечек, напоминающий рисунки Кафки.



Кафкианский сюжет: от каких-то бытовых мелочей, обыденной жизни - к огромному вопросу в пустоте. И то ли он ладонью показывает на него (типа "Чоза хуйня?"), то ли кулаком (я на своей фотке обыграл с кулаком), хотя это бесполезно. Короче, пронзительная фигура. И её не закрашивают, может, оттого, что дом, на котором она нарисована, не нужен никому в своих ебенях, на окраине городской застройки, а может, оттого, что рука не поднимается на такую годноту.

Второй, увы, уже закрасили. Это я увидел вчера, и был сильно раздосадован. Как на ЖЭК, которому милее белый шлепок на серой стене, так и на себя, так и не запечатлевшего это, прямо скажем, интерактивное граффити. Но хорошенько полазив вконтакте по группам, посвящённым нашему городу, я всё-таки его нашёл.



Как знал, что местный интересный чувак, фотограф, поэт и музыкант, захочет запечатлеть это чудо. Сам я не запечатлел лишь потому, что хотел это сделать в дождь, когда из трубы потоки воды хлещут прямиком на изображение, чтобы, значит, изобразить суть этого рисунка, но в дождь всё время был не там. Мне нарисованный чувак напоминает буддийского монаха, который медитирует под струями воды и потихоньку размывается ими (рот, как можно заметить, уже размыт, монах немой), по-моему, охуенная идея, я всегда восхищался этим рисунком. Но вот ребята из ЖЭКа не восхитились и вместо него оставили на этой серой стене белое пятно. Когда в следующий раз встречу фотографа, пожму ему руку и скажу спасибо.

@темы: провинция, дыбр, IRL, фотащки

12:23 

Постмодерн подсмотрен
иногда кажется
что
пульсирует кожица
штор

сонная моя артерия
луч
щели оконные греет и
лучше

за форточкой нынче ветрено
бетон
наверное тысячелетие
не то

@темы: поэзия

23:31 

Постмодерн подсмотрен
осень
в спичечном коробке
длится пару секунд

а потом выпадает
дым

@темы: поэзия

16:17 

Постмодерн подсмотрен
Статья Виталия Лехциера на [Транслите] о типах поэтической субъективности и актуальности каждого в эпоху тотальных медиа.

Кроме статьи там ещё критическое примечание редактора [Транслита] Смулянского, но не оно мне понравилось, оно сделано с очень левых позиций, в то время как статья Лехциера более, ну, центрична что ли) ну не такая левацкая. Собственно, она о том, как попытаться (т.е. это лишь проект, и слишком близко принимать его тоже не дело, видимо, хотя можно попробовать) вытащить поэзию из её нынешнего периферийного, маргинального положения и снова сделать властительницей дум (или, там, речей). Ибо сейчас её место занимают медиа, такие дела. И от поэзии требуется перестроить не только функциональность, но и структуру и способы выстраивания собственного субъекта.
Напомню, что Лехциер философ, а Смулянский - критик, и читать их не самое простое дело.

@темы: ссылки, поэзия

18:23 

Постмодерн подсмотрен
Вот есть игры, где проходишь основную сюжетную линию за главного героя, а потом можно пройти за другого и увидеть весь сюжет с другой стороны.
Вот когда отдаёшь ребёнка в школу — та же хуйня. Квест начался.

@темы: дыбр

13:37 

Постмодерн подсмотрен
4 сюжета о том, как, руководствуясь разными механизмами, издатели могут искажать текст или отказывать ему в праве на публикацию, апеллируя к некой "истине"

1 сюжет о бессознательных искажениях, которые допускают издатели из-за, так сказать, речевого автоматизма. На примере текстов Мандельштама, в которых разные речевые штампы были изменены, а издатели на автомате их "восстановили". Ну скажем, «Вернись в спасительное лоно…» при авторском «Вернись в смесительное лоно…», или такой простой лол как «Лермонтов — учитель наш…» вместо мучитель или, какой-то совсем совковый лол «Срежь рисунок мой, в дорогу дальнюю влюб­ленный…» вместо крепкую. Вот что об этом замечает Ю.Л. Фрейдин: не оставляет ощущение: слова-искажения — это не просто артефакты. И не случайные «осмысленные ошибки» — для этого их слишком много. По­верьте эдиционному опыту: они нередко остаются, даже когда текст прохо­дит многократную корректуру и сверку.

Возникает отчетливое впечатление, что эти слова как бы находятся в са­мом тексте, но не в явном, а в полускрытом, латентном состоянии.

Это — «просвечивающие слова», составляющие своего рода «фонетический микроподтекст»


2 сюжет касается разночтений эпиграммы Пушкина, автограф которой не сохранился, где версия с обсценной концовкой была признана сомнительной. Эпиграмма на Стурдзу:

Холоп венчанного солдата,
Благодари свою судьбу:
Ты стоишь лавров Герострата
Иль смерти немца Коцебу.
А впрочем, мать твою <ебу>.

Нам, привыкшим к интернетам, такой ход норм, мамку твою ибал азаза и проч. Но исследователям, особенно в советское время, было неоч, и они по всякому пытались обосновать сомнительность пятого стиха. Апеллируя при этом к таким конструктам как "здравый смысл" и "художественный вкус". Это пример полусознательного искажения если не текста, то контекста, когда, с одной стороны, исследователь аргументирует свои действия, а с другой, действует в рамках некой доксы, к которой не подходит критически, а воспринимает как "естественный" порядок.

3 сюжет рассказывает об истории публикации и отказа от публикации «Записок А.О. Смирновой, урожденной Россет», которые были признаны мистификацией и на этом основании признаны недостойными печати. автор статьи называет подобные действия осознанной фальсификацией, поскольку, в отличие от предыдущего сюжета, здесь можно наблюдать, как непосредственно сообщество вырабатывает канон, а не канон влияет на мышление исследователя.

Ну, и под катом полностью коротенький 4 сюжет

@темы: ссылки, поэзия

14:01 

Постмодерн подсмотрен
Пара статей о кино:

О структуре и психологии скандала на примере публикации альманаха "Метрополь" и фильмов "Маленькая Вера" и "Интердевочка"

Различаются понятия трансгрессии (причина для скандала) и самого скандала как отклика бессознательного на трансгрессию. Если трансгрессия не имеет отклика в произведении/жесте (как в "Маленькой Вере" и публикации "Метрополя"), то отклик возникает в реакции общественности. В то же время, если трансгрессию смягчить реакцией в самом произведении (как в "Интердевочке"), то общественность отнесётся к ней лояльнее. Т.е. можно перенести структуру скандала внутрь трансгрессивного текста.

О фильме Аркус "Антон тут рядом"

О структуре фильма, о сделанности документального кино, о том, как строился язык внутри фильма, язык как самого фильма, так и главного его героя: речь, визуальный ряд, субтитры.

@темы: кинцо, ссылки

Re-Vision

главная