Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:18 

Постмодерн подсмотрен
Из № 143 НЛО. В разделе "Социология чтения" в этом номере представлены две любопытные статьи о рецепции литературы и режимах чтения. Первая, внимание — о фанфикшоне.

Практики эмоционального чтения и любительская литература

Наталья Самутина помещает феномен фанфикшна в контекст современных подходов к тому модусу чтения, который называется эмоциональным, или вовлечённым в противовес критическому, или дистанцированному. На примере русскоязычного фэндома ГП она исследует особенности читательских стратегий фанфикшна, а через них — эмоционального чтения как такового. Судя по всему, Наталья Самутина хорошо изучила феномен изнутри и наверняка обитает где-то на просторах уютного дайрика.

Современная поэзия и «проблема» ее нечтения: опыт реконцептуализации

Евгения Вежлян пытается переопределить феномен поэзии внутри литературы, подходя к ней (поэзии) не изнутри, "как она создаётся", а снаружи — "как и зачем она читается", как возникает читательский путь в поэзии, как человек к ней приходит и по каким причинам уходит. Вежлян наблюдает как поколенческие различия в восприятии поэзии, так и различия в отношении к "легитимированной" классике и к современной поэзии, где приходится ориентироваться практически самому. Ну, и различие в медиумах, конечно.

Кстати, о поэзии. Давненько здесь не было отзывов на учебник "Поэзия". Что ж, вот ещё парочка:

Отзыв Петра Казарновского

и, конечно, Сергея Зенкина

В них особенно интересны перечисления некоторых неточностей и ошибок книги, как чисто терминологических, так и общая концептуальная хаотичность.

@темы: ссылки, поэзия

15:26 

Постмодерн подсмотрен
цветок человечий непростительно хрупкий
эти плечи
способны выдержать мои руки
и не в силах вынести собственной формы

рельеф

цветка человека и есть
его аромат
вдыхаемый то ладонями то губами

у твоих лепестков
острый и угловатый
удивительно ломкий
сгибаемый

@темы: поэзия

13:07 

Постмодерн подсмотрен
Из № 143 НЛО. О коллективных бессознательных страхах советских людей перед вещами.

Опасные знаки и советские вещи

Очень занимательная история "гиперсемиотизации" обыденных вещей в 30-е годы. Гиперсемиотизация — это вычитывание каких-то знаков там, где их нет. Ну, всем знакомы всякие коды Да Винчи и прочая конспирологическая чепуха. Вот в статье рассказывается о том, как вся эта чепуха в своё время рассматривалась властями СССР на полном серьёзе: в маслобойках находили свастики, в рисунках и узорах — призывы к свержению власти, а на спичечных этикетках — профиль Троцкого.



В статье есть меткое сравнение подобного поведения людей с отношением крестьян к "адописным иконам". Символическое и там, и там оказывается важнее реального. И ещё: власть, создав прецеденты гиперсемиотизации, потеряла в итоге над ней контроль, за пристальное вычитывание вражеских знаков принялся народ, что создало для власти проблему.

Фактически мы имеем дело с трехсоставным процессом. На идеологическом уровне, породив «фантом право-левой оппозиции», советская власть создала себе модель врага, не имеющего ни конкретного образа, ни единой программы, ни однозначных примет в какой бы то ни было области – и, по ее собственным словам, врага скрытого. Советский сатана был невидим, находился везде и занимался всем. Попытки цензуры на уровне текстов отследить его деятельность через оставляемые знаки породили ситуацию, когда объектом символической порчи мог оказаться любой предмет окружающей действительности (от домов до спичек) и в любом сочетании. Настоятельная необходимость выделить, опознать и прочесть несуществующее антисоветское сообщение на уровнях идеологии и цензуры столкнулась с третьим уровнем интерпретации, где текст «прочитывался» в вернакулярной среде с помощью фольклорных механизмов, что способствовало появлению множества ненужных советской власти антисоветских сообщений и буквальному впечатыванию их в предметы быта.

Чужие отравленные вещи

А это про страхи перед публичными и иностранными вещами. Там можно найти охуительные истории про лезвия в жвачках, сифилис на помаде, вшей на джинсах и негров, моющих члены в стаканах газировочных автоматов.

Три черных «Волги»: Молчание и страх в советских городских легендах

И, наконец, страхи перед властью. Вполне конкретный страх перед чёрным воронками трансформировался в детскую страшилку про чёрную Волгу с номером ССД (Смерть Советским Детям) и странными маньяками внутри.



За гранью стакана: Идеальные вещи в постсоветской «советской утопии»

И бонусом: про утопическое восприятие советских вещей в постсоветское время на примере городских легенд о гранёном стакане.

@темы: ссылки

18:17 

Постмодерн подсмотрен
На Гефтере весьма интересный материал для размышления: • мнения разных философов и преподавателей о распространяющейся сейчас практике слива студентами в интернет дискредитирующих преподов видосов с лекций. В целом, мнения сходятся в том, что это, в принципе, нормально, но возможны перегибы, давайте пробовать это регулировать (но мягко).

@темы: ссылки

09:37 

Постмодерн подсмотрен
Из № 143 НЛО. О правде, лжи и советской литературе.

Социалистический реализм в метафизическом измерении (Возможна ли ложь художественного вымысла?)

Статья Бориса Гаспарова о довольно-таки очевидных вещах, о которых, меж тем, всё же надо напоминать, видимо. В общем-то, любому очевидно, что фикшн является выдумкой, и оттого не может быть правдой, вообще не может оцениваться в рамках оппозиции "правда-ложь". То есть, говорит Гаспаров, фикшну невозможно дать моральную оценку, его можно расценивать лишь в эстетическом качестве. Впрочем, аргументация у него странная, какая-то высосанная из пальца: пассаж о том, что, мол, это не текст же аморален, а написавший его — ну это пустая риторика, вода. Странные парадоксы, к которым Гаспаров прибегает, чтобы найти слабое место соцреализма вместо раскритикованного им тезиса о лживости, не убеждают. С чего бы это читатель обязан остаться внутри выдуманной вселенной? И, в конце концов, рассматривать текст исключительно как эстетическое явление — это слишком узко.

Метаморфозы Мюнхгаузена

А это уже Марк Липовецкий отмечает, как менялся образ Мюнхгаузена в советском контексте: от традиционного образа трикстера идеалов Просвещения до романтизированного свободного человека в несвободном обществе из фильма Марка Захарова (его Липовецкий ставит в один ряд с героями "Москвы-Петушков" и "Школы для дураков"). А также как он "деградировал" в постсоветское время — на материале Пелевина (это же Липовецкий, он не мог не, там ещё и Павленский появляется).

Если первый цикл мюнхгаузеновских метаморфоз в советской культуре охватывал трансформацию клоуна Просвещения в героя плебейской модерности, то второй — объединяющий позднесоветскую и постсоветскую культуру, может быть описан как превращение романтического диссидента в циничного президента, воплощающего коллективного Мюнхгаузена и олицетворяемый великим лжецом «общественный договор».

@темы: ссылки

15:05 

Постмодерн подсмотрен
в моих ладонях остаются
— на прощанье —
отпечатки
плеч твоих
угловатые очертания
углубления

более ничего

@темы: поэзия

10:08 

Постмодерн подсмотрен
Иногда мне становится скучно, и я регистрируюсь где-нибудь, где раньше не регался. На этот раз я зарегался на Лайвлибе и перенёс туда отсюда все более-менее адекватные отзывы на книшки. И, наверное, буду добавлять новые) вот список есличо www.livelib.ru/reader/Visioner/reviewsrating
Рецки нуждаются в ваших плюсах)

Да, Лайвлиб - это ещё не самое дно, ещё мне есть куда скатываться: я могу завести аск, инстаграм, а то и вовсе стать буктьюбером. Надеюсь, жизнь меня до такого не доведёт)

@темы: ссылки

18:30 

Постмодерн подсмотрен
прозерпина вернулась
в желудке
зёрна гранат
ракет
самодельных взрывных устройств

за полгода в аиде
вся пропахла тенями

@темы: поэзия

00:03 

Манарага

Постмодерн подсмотрен
Ну вот и прочитал я "Манарагу". В целом, как мне показалось, книга вышла на среднем уровне, скучноватая. Да, всё равно видно, что это Сорокин, всё равно качество ощутимо, но это какой-то, эмм, простоватый Сорокин.Остальное скрою, во-первых, простынка, во-вторых, вдруг кто спойлерить не хочет

@темы: книги, проза

15:01 

Постмодерн подсмотрен
Чота какой-то беспонтовый флешмоб у писателей и поэтов в этом месяце: за полторы недели успели помереть Евтушенко, Гаррос, Волохонский, а сегодня ещё и Ковальджи.

09:53 

Постмодерн подсмотрен
В свежем номере "Нового мира" (свежем на ЖЗ в смысле, так-то он октябрьский) подборка Дмитрия Бака (ахах baka) • Верлибр прикованный, где он пытается представить стихи в двух ипостасях: рифмованной силлаботоникой и верлибром.
Это немного напоминает переводы Гаспарова и Завьялова, однако имеется одно важное отличие: Бак не переписывает текст заново, а пересобирает из уже имеющихся слов. И это, на мой взгляд (или слух), работает против текста. Опыт Гаспарова и Завьялова говорит о необходимости менять само отношение к тому, как текст возникает и строится, о том, что для верлибра требуется иной слух и даже иная оптика. Хотя тут можно поспорить, поскольку и верлибр верлибру рознь, Гаспаров пользовался теми или иными случаями, Завьялов — какими-то другими, в принципе, оба так или иначе тяготели к редукции первоначального текста, к освобождению от излишков, накладываемых силлаботоникой. Бак тоже работает в этом направлении, только он ломает конструкции, обеспечивающие силлаботонический ритм, пытается установить более "естественный" синтаксис. Но казалось бы скрытые рифмы дают о себе знать, то и дело всплывают и ломают ритм, создают какую-то ритмическую мешанину. Самыми удачными текстами оказались те, где в силлаботонической версии имеются внутрисловные переносы, которые исчезают в верлибре. Ну, и перевод с украинского, но это уже прям гаспаровская тема пошла. Я сперва подумал, что это из-за порядка следования версий: прочитанная раньше, силлаботоническая версия сильно влияет на восприятие верлибровой. Но даже если сперва читать верлибр, он чаще всего не звучит. Тут кроме постоянно возникающих рифм, наверное, сказывается и ритмическая композиция в целом: строки обычно уравнены по длине, ритм не соотносится с дыханием, не "пульсирует" что ли, а строки вполне себе мирно разделены в синтаксически удобных местах. Не то чтобы это делает текст прям хуже, но если все нюансы в целом собрать, на выходе окажется довольно скучный верлибр: без чётких ориентиров в плане развития поэтической мысли, какого-то "сюжета", без рефлексии, как в случае с традицией Драгомощенко, без упора на "кто говорит", без ритмической отделки. Силлаботонические варианты интереснее хотя бы в силу своего обязательного ритма. Верлибры тут интересны лишь в сопоставлении с силлаботоникой: что поменялось и почему. Наверное, поэтому силлаботоника следует первой, хотя верлибр выигрывает, если читать первым всё же его.

@темы: ссылки, поэзия, литвед

14:47 

Постмодерн подсмотрен
Панк-культура: маргиналии на полях

Заинтересовались? На самом деле там мало интересного, добрую половину разговора Кирилл Кобрин рассуждает о различиях "высокой культуры" и "низкой", а потом они с Симоном пытаются определить труъ-панк и приходят к выводу, что истинным панком на Руси был разве что Свин, а сейчас по труъ-панковски поступает только... Шнур. Ещё там есть рассуждения о русском репе, о схожести его с русским роцком, и вообще, Кобрин там зажигает мама не горюй, если ты ещё в душе говнарь и человек модернового подхода к искусству (я такой), а также маргинал и разночинец с претензиями на "высокое", вооружись огнетушителем.

@темы: ссылки

10:42 

Постмодерн подсмотрен
Юрий Сапрыкин практически сразу отказался принимать миф о митингующей школоте, язвительно проходился по нему в телеграме, например, и вот он выразил довольно интересное мнение на ИнЛиберти, в котором расставил акценты иначе, подчеркнув другие особенности митинга и другие возможные его причины. Очень хорошо, что люди не доверяют одному удобному варианту объяснения и реакции и раскручивают это сложное явление на предмет каких-то других пружин и трактовок.

@темы: ссылки

10:17 

Митинги школьников

Постмодерн подсмотрен
Итак, за пару дней митинги успели осмыслить и мифологизировать. Уже под вечер воскресенья была создана главная трактовка, главная проблема и главный миф митингов, который и стал обрабатываться в дальнейшем: "митинги школьников". На огромное количество молодых людей обратили внимание все, и каждый счёл своим долгом объяснить это. И вот какие причины, наверное, из этих объяснений можно выделить, или Что характеризует новое поколение в политическом плане?

- Утопия 90-х. Это реально новое поколение, это те, о которых шутковали в интернетах, что они прожили всю жизнь при Путине и ничего больше не знают, а значит, и не захотят, не с чем сравнить. На деле оказалось немного иначе: особый фан 90-х превратился для них в некий утопический миф, который поддерживался ностальгичной оптикой поколения постарше; этот миф начал выражать себя через эстетику, моду, с особой ироничной оттяжкой, конечно, но тяготение очевидно. В преддверии митингов на этот миф наложился опыт более близкий, но всё такой же смутный и, главное, неудачный:

- Незакрытый гештальт Болотной. Разочарование и фрустрация от протестов 2012-го и их последствий через старшее поколение коснулись нынешней (около)школоты тоже в уже готовой оболочке мифа. Этот неудачный опыт вполне способен восприниматься как вызов и, как и в случае с 90-ми, он романтизирован, он так или иначе воспринимается как ориентир и требует повтора со стороны нового поколения.

- Невключённость и безальтернативность. Становление гражданской сознательности именно в это шизоидное время, когда возник и быстро опустел, но не пропал агрессивный дискурс ведущих тв-медиа, всё больше расходящийся с реальностью и всё ярче становящийся психотическим, но направленный на совсем иное поколение, не умеющий в язык нынешней молодёжи, так вот, это становление происходит вне исчерпавших себя баталий, вне оппозиций, сформированных 2012-ым, и не находит себе места в политическом дискурсе. Все попытки власти говорить о патриотизме насквозь лживы, гнилы и старпёрны, институции, в которые могла бы себя включить молодёжь, свёрнуты — людям негде выражать себя политически. Кроме этого, действующие раньше отсылки к "стабильности", которыми можно было кормить недовольных, уже не работают, терять по сути нечего, никакого позитивного будущего не видно, а старики из власти — будь они представлены депутатами или училками, учителя же тоже власть для школьников, даже родаками — покушаются на главную свободу — интернеты. А интернеты, что самое главное, это не просто источник мемасов.

- Мобильный интернет как определяющий мышление медиум. Новое поколение сформировано не просто интернетом, а мобильным интернетом. Он позволяет одновременно находиться и в реале, и онлайн, существовать в пересекающихся мирах и, при случае, мгновенно переходить между ними. О протестах 11-12-х годов по всему миру говорили как о протестах из Фейсбука, для нынешнего митинга уже и Фейсбук стар, в дело вступают более молодые и гибкие сервисы, одни из них закрыты, другие, напротив, открыты. Мессенджеры — непубличное пространство, позволяющее координироваться без лишних глаз. И стримы, превращающие реальность в паноптикум, фиксирующие всё здесь и сейчас и транслирующие в открытый доступ. Подобные медиумы формируют и определённое мышление, если стационарный интернет гордился своей горизонтальностью, то чего уж говорить о мобильном, он не просто горизонтален сам по себе, он ещё и вступает в синтагматические связи с реальностью и начинает за ней следить и корректировать. Всё большую популярность среди молодого поколения набирает и даркнет. Дети дают отпор посягательствам взрослых на их свободу, взрослые этого пугаются и выдумывают синих китов, например, а интернет начинает этих китов воплощать. Это больше чем конфликт поколений, это конфликт медиумов, конфликт структур мышления и сообщения, которые формируют эти медиумы. "Быть онлайн" теперь вовсе не значит "быть вне реала", возможность быть одновременно и в реале, и онлайн приводит к тому, что интернеты покушаются на реал, а реальные действия могут быть совершены ради Спектакля в интернете: если раньше тебя бы не заметили, сейчас достаточно сделать стрим, выложить видео, запилить пост и получить свою дозу хайпа. Кроме того, невключённость нового поколения в политику приводит к появлению новой формы поиска подростками собственной идентичности, отличной от привычных нам "субкультур".

- Поиск идентичности в политических координатах. Это, конечно, не серьёзное отношение к политическим проблемам, а примерка стиля, причём не столько во внешнем виде, как раньше, а именно в репрезентации себя в интернетах. Это реакция на скорость информации, на требование ориентироваться в потоках "пост-правды", на хайповые инфоповоды. Пояснить надо не за шмот (хотя и за шмот тоже), а за отношение к инфоповоду. Не "с какого раёна", а с какого квадранта политических координат, левачок, правачок? Как относишься к феминизму/ЛГБТ/Трампу? Увы, я сейчас слишком упрощаю этот пункт, на деле тут необходимо очень много разбираться и, желательно, на временнОй дистанции и через собственный опыт, у меня же ситуация обратная, я нахожусь на дистанции от этого опыта, но во время его формирования. Потому я могу сказать лишь о том, что у меня возникает такое чувство, но насчёт его соответствия действительности я хз. Впрочем, каждый пункт этого расклада по большей части мифологичен, кидайте тапки в каментах, обсудим, чо) это событие свежее и неоднозначное, его ещё осмыслять и осмыслять, давайте делать это вместе)

Ну а вообще всё это в целом накладывается на вполне понятную причину, которой одной, наверное, и достаточно:

- Молодая горячая и заскучавшая кровь жаждет выполнения своей эдиповой миссии)) Над ними не довлеет советская травма, зато манит миф свободного и открытого гражданского общества, в котором они могли бы комфортно проявлять себя сообразно своим амбициям, а не расположению к раздающей руке. Да, это мои личные романтические сопли, это моя эйфория от митингов, дайте же помечтать немного, ну ёпта)

@темы: размышления, IRL, ссылки

11:45 

Постмодерн подсмотрен
На Кольте вышел последний (то есть прямо последний) номер журнала Разногласия, и в нём делается попытка понять, что такое есть консерватизм, каким он бывает и почему это актуально здесь и сейчас.

И начинается он интересной беседой с социологом Григорием Юдиным: о проблеме репрезентативности соцопросов, о том, как телевизор и вообще дискурс влияют на ответы на эти опросы, а ответы потом сами формируют дискурс (пресловутое большинство, поддерживающее Путина), и о том, что в нынешней политической ситуации в России остались в основном консерваторы, но это не плохо. И вообще, взгляд социолога на происходящее очень интересный, он такой отстранённый и понимающий механизмы, более масштабный что ли.

Ещё хорошего оттуда:

Историки и искусствоведы рассуждают о понятии "сталинизм" применительно к эпохе и стилю. Разумеется, там есть Гройс. И Дёготь) И Надя Плунгян в пику Гройсу))

Другие искусствоведы, историки и филологи рассуждают о понятии "народность" в контексте советской эпохи и, шире, вообще в истории России.

И психоаналитики — о психоанализе в политических координатах

@темы: ссылки

14:37 

Постмодерн подсмотрен
Премию Различие дали Лиде Юсуповой за книгу «Dead Dad»

«Жюри премии особенно отметило новаторский и бескомпромиссный язык разговора о насилии, который отличает сборник поэтессы, живущей в Белизе», говорится в пресс-релизе.

Справедливый выбор. Стихи Юсуповой бывают очень страшными и очень действенными. Прямыми, жёсткими, с привлечением всяческих посторонних текстов типа обвинительных приговоров или показаний. Юсупову жутко читать. Если хотите увидеть этот бескомпромиссный язык, то посмотрите, например, вот этот выпуск журнала "Каракёй и Кадикёй", Юсупова там на 7-12 страницах. А тут я запощу немного помягче, но всё равно тяжёлый

Матеюк

@темы: поэзия, IRL

17:29 

Постмодерн подсмотрен
НОС открывает НОвый Сезон, в котором появится новая номинация — приз критического сообщества. Видимо, эксперты устали охуевать от выбора быдложюри (про приз зрительских симпатий я вообще молчу) и решили как-то всё же показывать, кому на самом-то деле надо премию вручать, кто удовлетворяет концепции премии. Не Зайцев, а, скажем, Ильянен. Не простенький, даже попсовый Зоберн-Лего, а Петрова, чей сложночитаемый кирпич, наверное, из жюри никто и не осилил) пусть это будет такой маяк, образец: вы вот копошитесь где-то, а настоящая новая словесность вот же она.

@темы: IRL

17:36 

Постмодерн подсмотрен
Сравнительный анализ двух текстов Василия Каменского и Д. А. Пригова

Не знаю, в тему чего это вышло на Гефтере, может, вдогонку статье Марка Липовецкого о Романе Осьминкине? А, статью удалили же, она едва появилась, я успел её сохранить, чтобы потом почитать, как её дропнули: статья должна выйти в НЛО, а на Гефтере вместо неё появился некий •краткий пересказ тезисов этой статьи и вообще новой книги Липовецкого, там без примеров, без Пригова и Осьминкина, просто о том, как поэтика связана сейчас с политикой, о перформативной поэзии, миноритарной культуре и литературоцентичных гетеротопиях русского интернета (да, это же Липовецкий)

Но вот эта статья о другом, в первой её части подробно интерпретируется одна из железобетонных поэм Каменского



А во второй рассматривается стихотворение Пригова:

Шли мы узкой стежкой,
Он мне говорит:
Можно вас немножко,
Вот сейчас, едрит
Поцаловать

Я ж не отвечала,
Головой в ответ
Ласково качала
Отвечала: Нет
Нельзя

Цаловаться с милой
Можно лишь с живой.
Помнишь, как в могилу
Сам же, милый мой
И клал меня.


И вторая часть гораздо интереснее первой: там и о андрогинности и гомосексуальности в письме Пригова, и о эротичности Ленина у Маяковского и женственности Ленина у Хлебникова, и снова о конструкции/ деконструкции субъекта.

А я вспомнил у Пригова Милицанера, который разговаривает по рации "наверно с Богом", по-моему, тоже достойная внимания в контексте этой темы параллель. Можно снова Ленина вставить, уже в его более привычной сакральной ипостаси)

14:13 

Постмодерн подсмотрен
Бэнкси перешёл от просто граффити к реально масштабным и крутым арт-проектам. Помните, два года назад он запилил Dismaland, этакую противоположность Диснейленда, парк аттракционов и большую инсталляцию одновременно. А в эти выходные Бэнкси открыл целый отель на границе Израиля и Палестины с видом на разделяющую эти территории стену — Walled-off Hotel в Вифлееме. Вот описание и фоточки на Медузе, если кто вдруг ещё не видел, чтоб сюда не таскать.

Бэнкси не радикален, он старается критиковать условный "капитализм" и условное "общество потребления" словно изнутри. Он создаёт объекты, имитирующие знаковые объекты этих условных "институций", даже на уровне функционирования (аттракционы в парке работают, в отеле можно жить, там даже президентский люкс есть), но при этом направленные не на комфорт, а на дискомфорт. Сделано это просто: там, где в реальных объектах развлечения и картинка закрывают, не показывают свою изнанку, представляют потребителю только радостное и удобное, у Бэнкси изнанка прорывается различными знаками и не даёт забыться и расслабиться. Вот приходит ребёнок на карусель с лошадками, а там одна подвешена за задние ноги головой вниз и с дырой в брюхе. Или снимаешь ты номер отдохнуть, а там темно, инсталляции из видеокамер и глухая бетонная стена за окном. Да, ребят, и это конвертируется в моду, чо поделать, в отель наверняка набигут толпы хипстеров (или кто там сейчас вместо них модники?), потому что это круто. Не исключено, что Бэнкси и сам это учёл, надо же как-то окупать отель. Но высказывание интересное, ящитаю, понятное и оригинальное.

@темы: арт

23:53 

Постмодерн подсмотрен
в бумажном интернете
за порчу страницы пользователя
полагается компенсация

там я тебе задолжал
за твою страницу
такая тонкая интернетная бумага
не выдерживает
моих просмотров

@темы: поэзия

Re-Vision

главная