• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:17 

Генрих Сапгир "Предшествие словам"

Постмодерн подсмотрен
Ходить в библиотеку иногда полезно. Недавно нашёл в нашей книгу Сапгира "Лето с ангелами". В ней есть интересный цикл стихов-перформансов (рассчитанных порой на единственного исполнителя-читателя, для самого себя) под названием "Тактильные инструменты". Это, с одной стороны, указания к действиям (так, первая часть, "Предшествие словам" — это как бы серия дыхательных упражнений и этюдов), а с другой стороны, текст этих перформативов создаёт стихотворение (и в некоторых текстах визуальная сторона очень важна). Подробнее и с примерами под катом.

Длинный текст

@темы: практика критика, поэтическая графика, поэзия, литвед

10:27 

Постмодерн подсмотрен
я наверное
Меегерен Вермеер
намеренно
пишу тебя в тюрьме
убедить всех будто
это подделка
пусть верят

@темы: поэзия

12:26 

Постмодерн подсмотрен
Годное интервью с Михаилом Ямпольским на Постнауке

Ямпольский рассуждает о проблеме легитимации искусства вообще и сейчас особенно, о кризисе крупных нарративов в искусствоведении и попытке преодолеть этот кризис с помощью антропологического подхода, как практику постижения мира. Ещё там немного годноты про поэзию, в частности, Драгомощенко и Броццкого.

@темы: ссылки, арт

11:46 

Постмодерн подсмотрен
Сколько бы ни ломали копья донкихоты всяческих мастей о мельницы гламура, мало какие приёмы идеологического характера способны его истребить — суха теория, как говорится, а древо гламура блестит и сияет вместе с зеленеющим древом жизни. Есть лишь одна бомба, способная его подорвать — болезнь и смерть. Не чьи-то там, на чьи-то гламур закрывает холёные веки с нарощенными ресницами, а некой конкретной гламурной иконы. Когда икона гламура во всём блеске и великолепии собственного, пусть и мифического, гедонизма внезапно страшно заболевает, а вскоре умирает — это диверсия прямо изнутри всего феномена. И она могла бы оказаться действенной. Но она таковой не окажется, поскольку потребитель гламура, испытав эмоциональное потрясение, не отрефлексирует его, пройдёт по поверхности, как это у него принято, не угодив в глубь воронки, оставшейся от взрыва. Поверхностность гламура — его главный козырь и защита, как от любого рода идеологических нападок, так и от внутренних взрывов: они и остаются внутри, а кто туда полезет? Но всё же эти взрывы имеют точки выхода на поверхность и, возможно, некий процент потребителей туда угодит. Ведь есть же собственное тело, а от его глубины никуда не уйти, она когда-нибудь прорвёт поверхность и разрушит гламур на личностном уровне. Думаю, это ощущает каждый потребитель гламура и испытывает смутную тревогу, каковая, в свою очередь, вынуждает его усиливать потребление.

@темы: размышления

08:55 

Постмодерн подсмотрен
Относительно же книги Житинёва "Поэзия неомодернизма". Нет, я ещё не успел полностью прочитать эту 500-страничную монографию, только начал, зато нашёл в 122 номере НЛО несколько отзывов умных людей на неё. Особенно мне понравились два последних: Ильи Кукулина (его позиция относительно термина "неомодернизм" была обозначена ещё в 2000 году, в полемике с Людмилой Вязмитиновой) и Дмитрия Голынко-Вольфсона. И я, не имея морального права критиковать такой большой труд, делегирую свою точку зрения этим товарищам) Тем более что, признаюсь, она наполовину и сформирована ими (но кое-что есть в ней и от моей личной интеллектуальной работы, пусть это крошечная часть и она не имеет никаких доказательств, а скорее что-то вроде "ну я так чувствую"))

Кукулин: magazines.russ.ru/nlo/2013/122/27k.html

Голынко-Вольфсон: magazines.russ.ru/nlo/2013/122/28g.html

Но если вынести попытки создания универсальной парадигмы за скобки (я и сам часто мыслю универсалиями, но то, что простительно мне (не очень-то и простительно на самом деле) в моём личном дневничке, вряд ли достойно академического труда, да, вот так вот я опять оправдываю себя своим обочинным положением), книгу Житинёва интересно почитать как справочник о представителях "другой" (50-70-е) и "актуальной" (90-2010-е) поэзии.

@темы: литвед, поэзия, ссылки

09:39 

Постмодерн подсмотрен
Статья Кузьмина о моностихе ничего нового и интересного мне не принесла. Я ожидал стиховеда, а получил историю. Впрочем, история эта имеет концептуальную базу, это история изменения отношения к моностиху: от фрагмента (требующего дописывания) до самоценного высказывания, от которого отсечено всё лишнее. Но оба этих полюса я осознал и до прочтения статьи, только в более широком контексте минимализма в целом. Свои опыты с минимализмом я начинал, отталкиваясь от второго полюса, но вскоре редукционизм перестал меня устраивать, и я вывел третью, не принимаемую в статье во внимание позицию: возникновение миниатюры как инсайт, возникновение текста полностью, его несконструированность в рациональном смысле. Текст возникает как вспышка на фоне хаоса звуков ( = молчание), вырастает из этого хаоса и стремится в него вернуться. Он почти редимейд, и любые дальнейшие движения в попытке его обработать только вредят. А редукционизм подразумевает сделанность, пусть и некоего апофатического свойства.
Но я не уверен, насколько это применимо к моностиху как таковому, как-то в моём опыте моностихов практически нет. Не то чтобы текст предстаёт мне визуально как текст в несколько строк, нет, я не визуал, текст я всегда слышу, но его ритм подразумевает запись в несколько строк (запись моностихом уничтожила бы ритмические и во многом смысловые акценты (не "явь - любовь", но именно "явь / — / любовь" наполнено смыслом), и вот тут вскрывается главное противоречие первородной созданности минималистских текстов: запись — это работа над текстом, так что от этого сбежать просто нельзя). Даже, скажем "барбарис варваризмов" требует если не дописания, то естественного контекста — мандельштамовского виноградного мяса, а значит он скорее принадлежит первому полюсу (да и иначе как фрагмент я его и не воспринимал никогда).

@темы: поэзия, самоанализ

18:45 

Постмодерн подсмотрен
уронила ключи
и я мог наклониться
чтобы
/знаешь как в мелодрамах/
мы встретились головами

но простоял

@темы: поэзия

18:41 

Постмодерн подсмотрен
Статья о том, что Марсель Дюшан якобы спиздил идею редимейда "Фонтан" у некой баронессы Эльзы фон Фрейтаг-Лорингховен

Я ток не понял — а в чём проблема? Автор так подаёт инфу, словно она дискредитирует всё концептуальное искусство на корню, отменяя задним числом. Но есть две проблемы:

1). Концептуальное искусство уже состоялось и, вырастая из авангарда начала 20 в., стало независимым и самостоятельным. Вряд ли какие-то разоблачения "классики" авангарда могут пошатнуть его такое, какое оно сейчас. Ну, скажем, перепишем мы авторство Фонтана, ну и всё, это какой-то чисто юридический акт.

2). То, что сделал Дюшан, если даже поверить автору статьи, тоже легко можно вписать в стратегию концептуального искусства. Жест присвоения, на котором основан редимейд, легко разрастается до присвоения готового произведения и присвоения жеста. Такие жесты не только не дискредитируют концептуализм, но выводят его на новый уровень.

@темы: ссылки, арт

10:56 

Постмодерн подсмотрен
Михаил Эпштейн о новой дисциплине, долженствующей сменить грамматологию — скрипторике, или об антропологии и субъектности письма

Эпштейн няша, спорить с ним всерьёз несерьёзно, но с другой стороны, кто я такой, чтобы вообще с ним спорить? Я и не спорю, я лишь разговариваю с копипастой в своём дневничке)

А поговорить, имхо, есть о чём. Смерть субъекта письма произошла в своё время не потому, что некий субъект как-то физически взял и умер, а потому, что субъект оказался не вполне субъектом, а скорее конструктом, оказалось, что некие смыслообразующие интенции текста принадлежат не пишущему субъекту, а читающему — даже если тот может убедительно доказать, что пишущий субъект вполне мог вкладывать в письмо такие интенции. Чтение как восстановление некоего облика скриптора через его следы в тексте. Но такая работа не совершается сама по себе, её не совершает и текст в себе, её совершает читатель. И потому облик скриптора неминуемо имеет схожесть с обликом читателя, он вписан в систему координат читателя.

Вот этот лозунг антропологического поворота гуманитарного знания "Субъект умер, да здравствует субъект!" — это очень годный лозунг и верно отражает суть того, что приходит на смену пресловутому пстмдрнзм, но надо понимать, что умер-то один субъект, а здравствует совсем другой (Другой). Умер субъект диктующий, некоторым образом профетический, а взамен ему пришёл субъект читающий и конструирующий себе диктатора, генерирующий смыслы "для себя" и своей среды. Культура приобретает облик гетерогенного поля, на котором сходятся смыслы более мелких и личных полей разных читателей и читательских групп (то, что я назвал интерпретационным полем). Возвращается не субъект, но субъекты и межсубъектные отношения, конструкты, и скриптор — один из этих конструктов.

И скриптор тоже жив в какой-то мере, но он вне межсубъектных отношений, он живёт во время письма некоего отдельного человека. Является ли скриптор субъектом? Возможно, в конце концов, я не так уж глубоко шарю в таких сложных понятиях, однако мне он всегда представлялся посреднической инстанцией между субъектом, желающим самовыражения, и субъектом, желающим чтения. Об этом я писал в нескольких постах. Скриптор переводит с личного языка конкретного человека на язык, который в какой-нибудь степени может быть понятен читателю. Тем самым свою роль скриптор играет в процессе генерации смыслов и создания культуры. Но решающее слово за читателем, а точнее, — за читательскими средами, группами и их взаимоотношениями.

@темы: ссылки, размышления, литвед, интерпретационное поле

12:56 

Постмодерн подсмотрен
Увидел ВК какой-то комикс в стихах и прям запал на одну рифму, прям крутая такая, по-моему)

хуи - своих

Даже так, полнее и звучнее:

сосут хуи - и о своих

Привлекательна в этой рифме именно обсценность. Точнее, тот диссонанс между ругательным значением одной из частей и общей красотой созвучия. А то мало ли красивых рифм в русском языке? А такую вот может себе позволить далеко не всякий. Да и то, что я нашёл её в каком-то шлаке, тоже делает её по-своему ценной)

@темы: Вконтакте, поэзия

12:44 

Постмодерн подсмотрен
много причин не рассказывать
что я чувствую
случайно касаясь твоих
почему-то холодных
рук

и одно желание
рассказать

@темы: поэзия

16:42 

Книга детских стихов

Постмодерн подсмотрен
Сегодня снова были в нашем литошке, приезжала детская поэтесса из Че, купили у неё книжку за 150 р., такую двойную, перевёртыш (у меня такая Алиса кэрролловская есть, мой любимый перевод с огромными сносками интереснейших комментариев, чувствую, без этого паратекста мне не было бы так интересно читать Алису), на одной стороне эта поэтесса, на другой — детский поэт из Че, ныне живущий где-то в пиндосии. Книжка весьма интересная и красочная. Оба поэта пишут по-разному и иллюстрированы разными художниками в разных стилях, при этом стиль рисунка гармонирует с поэтикой стихов.

Лев Рахлис "Мистер Здрасьте"

Елена Сыч "День рождения носорога"
запись создана: 24.05.2015 в 15:41

@темы: провинция, поэзия, книги, картинощки

21:22 

Постмодерн подсмотрен
Любимая ошибка тех, кто создаёт аккаунты высших чинов вк — открытые коменты. Такое ощущение, что эти чуваки не знают о контингенте вконтача. Так было с Медведевым, так было с Кадыровым. А сегодня я ещё успел понаблюдать страшенный раковник на свежей странице патриарха :lol:
Уже почистили и закрыли все коменты)

@темы: "...а мы смеёмся", Вконтакте

10:38 

Постмодерн подсмотрен
Идея для стихо "Библиотекарша" пришла мне в голову благодаря всё тому же фильму "Бубен, барабан". Когда я его смотрел, я обратил внимание вот на что: "библиотека" существует в двух очень разных, даже противоположных дискурсах, раздел между которыми имеет в том числе некие сексистские мотивы. Есть библиотека в романтическом дискурсе — это или борхесовский концепт Вавилонской библиотеки, или близкие ему, но как бы более профанные библиотечные хронотопы приключенски-конспираторного масслита. Такая библиотека хранит в себе некие культурные, порой скрытые, тайные или сакральные культурные богатства, и ей руководит библиотекарь-мужчина, персонаж весьма романтический. Есть же библиотека в этаком (пост)совковом дискурсе: тоскливое казённое учреждение с кучей старых ненужных книг, бюрократией, всеми этими формулярами и пожилой или молодой, но закрытой, закомплексованной бюджетницей-библиотекаршей; чаще всего она является актантом сюжета об уходе от такой участи, изменении жизни героини (не без бравых мужиков), ну, это если такой (или подобный такому западный) дискурс появляется в каком-нибудь масслите (что происходит, видимо, реже). Фильм "Бубен, барабан" как бы тупо игнорит это разделение и, изначально создав имитацию второго дискурса, затем лихо всё меняет, созидая нечто совсем новое.
Мне же пришло в голову дискурсы объединить, причём сначала это было задумано более иронично, тайными книгами оказывались всякие нечитабельные кирпичи соцреалистов, каких-нибудь вилисов лацисов. Но что-то пошло не так, и текст ушёл в другую степь. Ну и ок, тоже норм.

@темы: размышления, самоанализ

10:36 

Библиотекарша

Постмодерн подсмотрен
библиотекарша
ведает прошлое и будущее
по каталогам и картотекам
библиотекарша
спускается в хранилище
муниципальной библиотеки

там на стеллажах и полках
сокровища
старые фолианты
тексты которых только
библиотекарше
доступны и понятны

ведь нынешнему поколению
эти древние письмена
неведомы
ни знаки ни их значения
ни звучание и не на-
значение

а она в курсе
знает тайники где
ключ хранится
в странных числах
в верхнем углу книги
и на семнадцатой странице

в каталогах
картонных карточках
читательских формулярах
понемногу
восполняет утраченное
зрение потеряла

но кончики пальцев
письмена запомнили
и когда-нибудь
тайны древних расплавятся
и постигнет она полностью
ей данное

@темы: поэзия

12:08 

Постмодерн подсмотрен
Статья о социологии игрушек

Статья интересная, хоть и терминологически нагружена, зато сам подход к сущности игрушки и особенно пограничным состояниям игры-неигры весьма вдохновляет, к тому же увлекательные, вкусные, взятые прямо из современности примеры.

Автор отказывается воспринимать игрушки в качестве неких идеальных конструктов, символических двойников реальных игрушек, считая такой приём умножением сущностей. Короче, отказывается от метафоризации, символизации игрушек, предлагая воспринимать их исключительно как материальные объекты — но с которыми возможны разные типы взаимодействий. Затем уже в поле взаимодействий с предметами и знаками (знак — не символ, игрушка является знаком, не теряя своей материальности) автор различает, скажем, сценарии (то, что с игрушкой нужно делать) и возможности (то, что с игрушкой можно сделать) использования, три типа игрушек: обстановка, оснастка и актант, транспонирование неигровой ситуации в игровую и транспозицию сценария в возможность.

@темы: ссылки

12:33 

Постмодерн подсмотрен
А по детскому каналу "Карусель" показывают рекламные мультики о няшных солдатиках, которые живут на войнушке, как в интересном детском лагере с танчиками и самолётиками. Сразу хочется туда, к ним, там прикольно же.

бляяя, припекло :facepalm:

12:29 

Постмодерн подсмотрен
Школьники маршируют на площади.

В своё время и меня заставляли так маршировать. А я чувствовал себя при этом охуенно: вот такое послушное тело сейчас красиво двигается, синхронно с другими телами, и все это видят. Это было чисто эстетическое переживание, характерное и для танца, например, в конце концов, профессиональный танец — это такая же суровая телесная дисциплина, что и маршировка, а танец в коллективе тем более. Потому вроде бы ничего такого в марше школьников на площади нет: для одних там это тупая обязаловка, для других — эстетическое переживание своего тела внутри тела коллективного (человеческая многоножка хехехех), для третьих — игра. Наверное, никто из них не воспринимает это как акт превращения личности в винтик коллективной машины, акт, отдающий военной агрессией, акт безоговорочного подчинения приказу.

Другое дело — парад с участием солдат и военной техники. Мне стыдно смотреть парад. Стыдно, что праздник победы используют как повод для прославления оружия и военной мощи. Для меня победная риторика положительна лишь в том аспекте, в котором она соотносится с завершением войны, победа — это мир. Когда же она окрашивается тонами превосходства, особенно превосходства военного — она больше похожа на угрозу начала новой войны.

А вот минута молчания — это верно. Конечно, вернее было бы заменить весь парад одной большой минутой молчания. Но как же без шоу. Скорбь не так шоугенична.

А бонусом: Михаил Ямпольский о георгиевской ленте

@темы: ссылки, размышления, IRL

20:34 

Постмодерн подсмотрен
Экспонат с закрытой выставки "Мы победили", которую сегодня без ордера разгромили полиция и ФСБ.


@темы: арт, IRL

19:32 

Марширующие школьники

Постмодерн подсмотрен
школьники
маршировали по площади
белые рубашки черные брюки
у кого пилотка с серпом и молотом
у кого берет
у кого настоящие берцы
сливались в однородную массу
старались быть единым целым
выполняя приказы
военного
стоящего на трибуне
под памятником ленину

правда где-то в конце колонны
нарушая ритм не чеканя шаг
и не в ногу
залипал в телефоне парень
белая рубашка его оказалась
серой футболкой
а черные брюки синими джинсами
и он не улыбался
ухмылялся в свой телефон

внезапно военный с трибуны
остановил колонну
зычно протянул
ТООВСЬ!
и откуда
у школьников появились автоматы

военный с трибуны протянул
В АТАКУ!
и школьники начали
стрелять друг в друга
___
после парада я вышел на площадь
усеянную кровавыми
рубашками и брюками
простреленными
пилотками и беретами
оторванными
ногами в берцах
среди трупов я искал того
замыкающего

а нашёл его в соседнем дворе
он пил пиво
залипал в телефоне
оказалось
что увидев в руках автомат
он его выбросил
и покинул парад

скоро за ним придут

@темы: поэзия

Re-Vision

главная