• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:50 

Гренуй-имиджмейкер

Постмодерн подсмотрен
"Парфюмера" читал давно, уже и забыл, в чём там суть особо, но, пересмотрев недавно фильм, освежил память. Фильм даже как-то обнажил и заострил одну из сторон романа — тему симулякра и технологий его создания.

Прежде всего Зюскинд смеётся над модернистскими идеалами (идеализмом): Вечная Женственность у него кроется в запахе женщины, который возможно добыть, сохранить и использовать в дальнейшем для собственных нужд. Говоря иными метафорами: идеалы, любое движение духа (души) — это письмо, которое можно стилизовать и выдать за подлинник — подделать. Какие-то глобальные идеалы сами по себе являются симулякрами. Гренуй создаёт свои духи, которые диктуют людям нужные эмоции и реакции. Так имидж действует на публику. Имидж и есть та самая стилизация личности, как и духи — стилизация человеческого запаха. Так и сам Гренуй, нанёсший на себя духи, становится симулякром. Обыкновенное туповатое, некрасивое и, главное, абсолютно бездуховное (без духа и без духов, без запаха, здесь паронимия становится основой символа) ничтожество репрезентует себя (имплицитно, на уровне коннотаций, здесь благодаря запаху) практически ангелом божьим — и успешно.

Вот один из корней книги — деконструктивный диалог с модернистской парадигмой, жёсткими оппозициями и утопичной глобальностью на разных уровнях. В конце концов и герой романа — личность без идентичности, но пишущая её для себя — квир. Недаром биологически мужик Гренуй пишет себе идентичность женским письмом, хехе (но добывает знаки для него — запахи — по-мужски, да и женский запах привлёк его именно благодаря мужской биологии).

@темы: литвед, книги, кинцо, размышления

10:32 

Постмодерн подсмотрен
15:42 

Постмодерн подсмотрен
ветер
вытер

ту
утра
ту
утра

@темы: поэзия

15:42 

О Кончите немношк

Постмодерн подсмотрен
У Кончиты Вюрст была художественная стратегия, был имидж и игровой образ, как и у Сердючки, например, только немного искреннее. Скажем так: Сердючка — это постмодернизм, а Кончита — неомодернизм, "новая искренность". То, что она победила — нормально. То, что она победила благодаря стратегии в большей степени, чем благодаря собственно песне — это и есть признак постмодерна, когда оптика в восприятии произведения искусства меняется, смещаясь из области непосредственно произведения в область стратегии художника. Какая стратегия была у наших близняшек, кроме пафоса и лучей света и добра? Да и у кого, кроме Кончиты что-то подобное было?
Пора бы уже привыкнуть к тому, что сегодня подача произведения может иметь больше значения, чем само произведение. Такова нынешняя культурная ситуация, а как её пересилить?
Хотя такое ощущение, что в рамках российской культуры уже зреет очередной ампирный урод — нам это свойственно.

@темы: IRL, музыка, размышления

17:24 

Постмодерн подсмотрен
(смотрю на канале Ю "Топ-модель по-американски", потому что там Эллисон Гарвард, любуюсь уняня ^_^ :lol: )


@темы: IRL, няши

14:23 

Убийство на улице в морге

Постмодерн подсмотрен
[Обычная версия (без исчезающего текста) для тех, кому неудобна аутентичная]

«СТОРОЖ МОРГА — МАНЬЯК-НЕКРОФИЛ? Сегодня утром, около 8 часов, в отделение полиции Ленинского района позвонил неизвестный, представился сторожем морга больницы номер 17 и сообщил, что возле морга только что произошло жуткое убийство. Прибыв на место происшествия, полицейские обнаружили там жестоко истерзанный труп женщины: череп был разбит вдребезги, длинные тёмные волосы с мясом вырваны из головы, позвоночник перебит в десяти местах, в том числе трижды в области шеи, руки вывернуты в локтях и плечах, словно их крутили на 360 градусов, живот вспорот, рёбра переломаны. Сторожа морга допросили на месте. Тот рассказал, что уже собирался домой, как вдруг услышал с улицы страшный женский крик. Когда сторож вышел из здания, крик сменился булькающим хрипом, к которому прибавилось чьё-то кряхтящее неразборчивое бормотание, перешедшее затем в дикий хохот. "Так не смеются психически здоровые люди, — сказал сторож. — Это был скорее даже несдерживаемый злорадный крик, прерываемый какими-то жуткими придыханиями". Когда сторож добежал до угла здания, за которым был слышен шум (ближе к углу сторож слышал уже глухие стуки и хруст), кто-то, предположительно, убийца кинулся вниз по улице и исчез. Сторож не смог разглядеть в темноте ничего, кроме сутулой коренастой фигуры. Жертва уже была мертва, и сторожу ничего не оставалось, кроме как вызвать полицию.
Естественно, первым же подозреваемым оказался сам сторож. Особенно после того, как труп был идентифицирован. К изумлению следователей это оказалась умершая два дня назад Лариса Н., тело которой ждало похорон в морге семнадцатой больницы. Поскольку двухдневный труп кричать не может, да и выкрасть его из морга незаметно от строжа довольно сложно, была выдвинута версия о том, что сторож обманул полицейских. Сейчас сторож под арестом, а следств»


Во-первых, я хоть и под подозрением, но на свободе, правда под подпиской о невыезде. Во-вторых, кого они там обманывают? Лариску в тот день забрали родственники, не было её в морге. И та женщина явно была живой, когда её ломали, я чувствовал отходящее от трупа тепло, когда подбежал к месту преступления. С чего они взяли, что это Лариска? У той всё лицо было, словно каша, никто никогда и не угадает, кто это. Да, из-за халатности Ларису забыли вычеркнуть или что там они делают, когда снимают с учёта, тело забрали, а не записали об этом. И когда не нашли этого тела в морге, решили, будто это я слетел с катушек. Им же так легче, чем ловить настоящего убийцу. Тем более, что они не знают, кто это. А я-то знаю.

Наша полиция так спешит на место преступления, что прибывает туда часа через три. Тело успело приобрести температуру воздуха, и в таком состоянии его легко посчитать двухдневным трупом. Они ж его и не осматривали толком. Но я за три часа хорошо успел его изучить.

читать дальше

@темы: проза

14:20 

Убийство на улице в морге

Постмодерн подсмотрен
11:41 

Постмодернизм в Каникулах Петрова и Васечкина

Постмодерн подсмотрен
Вчера случайно мельком глянул советский детский фильм "Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные" (1984) и был приятно удивлён элементами постмодернистской поэтики в нём. Особенно в первой части. Там, если кто помнит, текст в тексте: рамка вводит рассказчика — учительницу, которая затем как-то немного нивелируется, а её рассказ становится как бы всё реальнее, то есть начинает проникать в хронотоп рамки, а в конце первой части и вовсе рамка растворяется в рассказе (дети выбегают из класса на пляж, где дерутся Петров, Васечкин и Гусь), и вторая часть рассказывается "сама собой". Это взаимопроникновение хронотопов (симультанность реальностей) характерно для постмодернизма. Сюда же тройное прочтение "Ревизора" — как пьесы для спектакля (оригинал), как рассказа учительницы (римейк) и как реальности для находящихся в хронотопе рассказа (где один пацан внезапно вспоминает, что, мол, где-то он такое уже читал или смотрел — замыкание кольца, отсылка к оригиналу), а также его деконструкция (альтернативный конец, смешавший все три прочтения и два хронотопа, конец после конца, "закрытие" открытого финала).

Но и вторая часть так или иначе заигрывает с постмодернизмом. Дон Кихот, как помним, сошёл с ума, начитавшись книг о рыцарях. Васечкин решил играть в Дон Кихота, прочитав книгу о том, как тот сошёл с ума, начитавшись книг. Дон Кихот воспринимал себя как рыцаря на полном серьёзе, Васечкин же воспринимает свою игру одновременно как игру и как настоящее рыцарство. Дон Кихота он сумасшедшим не считает; защищая эту точку зрения, он всерьёз рискует жизнью. Имеет место игра на основе текста, описавшего жизнь на основе текстов. А если вспомнить, что сама игра происходит в хронотопе рассказа учительницы, а сама учительница лишь герой внешнего (рамочного) нарратива, то получаем целый каскад взаимопроникающих "реальностей"-текстов, что очень характерно для постмодернистской поэтики (следует заметить, что эстетика и этика текста всё же остаются классическими советскими, речь лишь о структуре фильма).

@темы: кинцо, размышления

13:06 

Постмодерн подсмотрен
белый шум
словно ливень
поток
пасмурный потолок

весна пахнет извёсткой
известно


Listen or download тест белый шум for free on Pleer

@темы: поэзия

12:25 

Постмодерн подсмотрен
Один из интересных сетевых поэтов Водимед Ашёла (я постил у себя первое его стихотворение, с которым я познакомился) нашёл просто охуенный способ озвучивать свои стихи — с помощью женского электронного голоса гугл-переводчика. Не рекламирую паблик, просто зацените. Концептуализм не умер :)

@темы: Вконтакте, поэзия, ссылки

15:15 

Перформанс — текст, написанный реальностью

Постмодерн подсмотрен
Вадим Руднев так противопоставлял текст реальности:

следующие три постулата Г. Рейхенбаха о необратимости энтропийного времени:

(1) Прошлое не возвращается;
(2) Прошлое нельзя изменить, а будущее можно;
(3) Нельзя иметь достоверного знания (протокола) о будущем [Рейхенбах 1962 : 35-39 ]

— в информативном времени текста соответственно меняются на противоположные:

(1') Прошлое текста возвращается, так как каждый текст может быть прочитан сколько угодно раз.

(2')а С позиции автора прошлое текста изменить можно, так как автор является демиургом всего текста.

(2')б С позиции читателя нельзя изменить ни прошлое, ни будущее текста. Если читатель вмешивается в текст, пытаясь изменить его будущее, то это говорит о том, что он воспринимает текст как действительность в положительном времени.

(3') Можно иметь достоверные знания о будущем текста.
Сравним две фразы:
а) Завтра будет дождь.
б) Завтра будет пятница.
Первое высказывание является вероятностным утверждением. Нельзя точно утверждать, что завтра будет дождь. Второе утверждение является достоверным, так как в той семиотической среде, в которой оно произносится, названия дней недели автоматически следуют одно за другим.


Подробнее о причинах такой оппозиции здесь

Такая оппозиция подходит для, так сказать, классических текстов, знаки которых материально закреплены с установкой на будущее, с установкой на воспроизводимость текста. Для них же характерно, что время жизни текста в культуре значительно больше времени жизни любого предмета реальности, так как любой предмет реальности живет в положительном энтропийном времени, то есть с достоверностью разрушается, образуя со средой равновероятное соединение. Текст с течением времени, наоборот, стремится обрасти все большим количеством информации.

Совсем иная ситуация с текстами акционного искусства. Для того, чтобы в ней разобраться, надо определить: каковы знаки этого искусства, как выглядят означающее и означаемое по отдельности, как пишется перформантивный текст. Для примера возьмём уже упоминавшийся у меня в дневнике перформанс чилийского художника Марко Эваристти (с рыбками в блендерах) в разных его вариациях и схожий с ним знаменитый перформанс Марины Абрамович 1974 года (72 предмета воздействия на беззащитное тело художницы).

читать дальше

@темы: размышления, арт

15:44 

Снег о нас

Постмодерн подсмотрен
С телефона не могу редактировать текст, так что записал от руки и сфоткал.


14:55 

Постмодерн подсмотрен
апрелица метёт
как птица летит
к югу
птенцы
не проклёвывают яиц

@темы: поэзия

18:36 

Постмодерн подсмотрен
Нашёл сегодня ВК серию по-некрасовски (Вс. Н.) лиричных фотографий с лаконичными подписями (лиризм на стыке изображения и подписи, это можно назвать синтетическим искусством, что-то вроде негатива визуальной поэзии, как бы его назвать? Вербализированное фото? :) )
Заметно, как подпись задаёт направление интерпретации, отсекая многие толкования фотографии. Тем самым, нужно отметить, что интеллектуальная, вербальная природа литературы делает это искусство, наверное, самым авторски-тоталитарным. Но не будем об этом. Будем любоваться.
Ах, да, автор, говорят, Дмитрий Чернышев.



читать дальше

@темы: Вконтакте, картинощки

18:01 

Постмодерн подсмотрен
Цитата (как жанр (в первую очередь постинга), речь не идёт о цитировании одного произведения в другом) вообще интересный феномен. Ведь это не просто фрагмент некоего текста — это тоже текст, имеющий начало, конец и смысл. Цитирующий определяет начало и конец цитаты, ограничивает текст, переносит в иной контекст/дискурс, что и определяет "смысл" цитаты. А значит, именно цитирующий является истинным автором цитаты, а не тот, из чьего текста она взята.

Подпись под цитатой входит в состав цитаты, она является паратекстом, как заглавие в других жанрах. Подпись — элемент, выполняющий, можно сказать, интертекстуальные функции: она отсылает либо к определённого рода гипертексту (если указан только автор), либо к определённому тексту (если указано произведение), который содержит в себе идентичный цитате текст. Однако эта функция не единственная и даже порой не главная. Впрочем, о функциях подписей я уже писал.

Цитата не соединяется с "субстратом", а напротив, вырывается из него, обретает самостоятельность и самоценность. Часто цитируется часть текста, обладающая относительной законченностью и осмысленностью и вне своего изначального контекста.

Многие цитаты и не нуждаются в подписи. Они очень известны и воспринимаются скорее в качестве поговорок или афоризмов. Часто они имеют "константную" форму, иногда даже отличающуюся от соответствующей части большого текста ("Красота спасёт мир", "Мы в ответе за тех, кого приручили"). То есть, в данном случае цитирующий уже не автор, а воспроизводитель готовой формы — это разновидность постфольклора. Такие цитаты афористичны, вероятность случайного повтора фразы в другом произведении мала, такой повтор будет восприниматься как цитирование. Благодаря этому они могут вырываться из контекста и становиться самостоятельными.

Но вот, например, фраза: "И немедленно выпил!". Такая фраза не обладает самостоятельностью, не афористична, она может встретиться где угодно, в том числе и в бытовой речи. Однако преподнесённая как цитата, она также не требует подписи и ассоциируется в первую очередь с поэмой Ерофеева "Москва-Петушки". Здесь наблюдается обратный случай: цитата не вырывается из своего дискурса, а отсылает к нему. Она как гиперссылка, или тэг. Такая цитата есть мем, вирус, несущий информацию о породившем его дискурсе в другие дискурсы. Благодаря меметичности эту цитату в той или иной степени знают как цитату и те, кто поэму не читал. Мем — тоже единица (это не жанр, а именно единица) интернетного постфольклора.

@темы: размышления, Вконтакте

18:35 

Постмодерн подсмотрен
Пример found poetry


16:38 

О таланте и стратегиях критики

Постмодерн подсмотрен
Если рассматривать талант в искусстве с точки зрения теории эстетических парадигм, то становится ясно, что это на самом деле не какой-то "искусственный" (музыкальный, художественный, поэтический) талант, а лишь талант конъюнктурный, талант угождать вкусам (эстетическим запросам) своей референтной группы, талант оперировать необходимыми культурными/эстетическими кодами с целью снискания одобрения необходимых читательских слоёв — тех, которые диктуют вкусы (прежде всего в рамках генеральной и ближайших альтернативных парадигм) и пишут историю, или тех, чей вкус популярен в той среде, на которую ориентируется автор.

читать дальше

@темы: эстетическая парадигма, размышления, практика критика, литвед

14:00 

Постмодерн подсмотрен
Смотрел вчера фильм "Пятое измерение" ("Push") и там открыл для себя новую тёмную няшу — Камиллу Белль, точнее, её образ в фильме.



Белль слева, есличо)). Хотя, увы, статичный рандомный кадр не способен в полной мере передать всё очарование, потому что многое решает динамика.

На Кинопоиске потом отыскал ещё няшных образов. Есть определённый типаж тёмных женщин, от которого я без ума. Его сложно уловить и передать устно/в виде фоторобота, его представители могут быть мало похожи, но какой-то общий образ, какое-то визуально-мимическое сходство всё же есть. В этот типаж входят, например, Саша Грей и Алина (да простит она меня за то, что я её поставил рядом с Сашей :D).


@темы: няши

13:02 

Постмодерн подсмотрен
"Авторство" цитат во всяческих пабликах ВК и прочих статусах имеет по большей части опосредованное отношение к творчеству или личности указанного автора. Подпись автора под цитатой в этом случае выполняет несколько разных ролей (в зависимости от имени и места публикации).
Подпись автора может являться определённым кодом, или мемом, отсылающим к некоему сложившемуся в данной среде дискурсу, связанному с этим именем. Подпись становится тэгом, ключевым словом, структурирующим гипертекст (в данном случае культурное поле в рамках субъекта) в нужном порядке. Сама личность, с которой связано имя, и творчество этой личности менее значимы, чем дискурс, чем меметичное содержание имени-образа (мемом становится не только имя, но и внешний вид). В своё время (отголоски слышны и сейчас) таким мемом был образ Сартра, а имя Сартра под любым набором слов было тэгом. Я напомню другие ключевые слова этого дискурса: "тлен", "безысходность", "боль" и т.п.
В этом случае смысл цитаты регулируется в большей степени дискурсом мема. Особенно приятно наблюдать за разрывом шаблона, когда цитата внезапно противоречит дискурсу (впрочем, её вполне в этом случае могут воспринять как иронию).

Другой случай — полная редукция автора до его имени. Это касается обычно очень известных авторов. Они благодаря своей известности превратились в бренд, лейбл. Его навешивают, как ярлык, на какое-либо высказывание, чтобы сделать это высказывание весомее (через апелляцию к "величине"). Здесь смысл высказывания не управляется именем автора, но имя выводит высказывание из области "частного мнения обывателя" в область "мнения великого/талантливого/гениального человека", подразумевая как бы его неоспоримость или, как минимум, глобальность.

Если в первом случае цитата так или иначе соотносится со своим контекстом (мемы возникают как популярное изложение и понимание творчества автора), то во втором её с гораздо большей безжалостностью вырывают из него и помещают в дискурс паблика (а не мема).

Разумеется, есть и классические случаи употребления имён под цитатами, когда имя отсылает к личности и творчеству как самоценным, а не утилитарным вещам. В этом случае упор делается на смысл цитаты, а подпись лишь указывает на того, кому она принадлежит. Так бывает обычно со средне- и малоизвестными авторами. С более известными уже включается эффект бренда.

@темы: Вконтакте, размышления

21:37 

Постмодерн подсмотрен
Мне вот чего интересно.
Я встречал кроме себя только одного человека, который умел пускать пузырьки из собственной слюны — он же меня этому искусству и научил: формируешь на кончике языка пузырёк, чуть высовываешь кончик изо рта, легко и нежно дуешь и при хорошей вязкости пузырёк вылетает. На мой взгляд, это легко, но я почему-то ни у кого такого не замечал, а кому показывал, те удивлялись.
В связи с чем хочу спросить

Вопрос: Вы умеете пускать пузырьки из слюны?
1. Да  6  (35.29%)
2. Нет  11  (64.71%)
Всего: 17

@темы: упрт, дыбр

Re-Vision

главная