Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Три взаимопроникающих дискурса: псевдонаучный (литературоведение и смежные дисциплины), стёбно-распиздяйский (шютки, картинощки, лулзы) и лытдыбровый. Постмодерн как мировоззрение. Немного поэзии и стиховеда в придачу.

Присутствуют цинизм, мат, чёрный юмор, богохульства, провокации, 18+ контент.

Отсутствуют фандомы. Не фикрайтер, не анимешник, не сериалозадрот.

Не делаю приветственных постов, но всегда рад любому заглянувшему и вдвойне рад оставшемуся.

Всегда открыт для дискуссии, ибо тезис без антитезиса ущербен.

Всем привет!
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
20:37 

Постмодерн подсмотрен
Лол, на одном форуме участвую в поэтическом турнире) решил ради интереса писать очень консервативную и нормативную поэзию, ямб, рифмы, метафоры и проч хуйня, ну вы понели)
Вот, например, с отборочного тура стихо, тема — "Волшебство".

Такой сегодня светлый вечер, словно
Волшебник делал эликсир любовный,
Но на какой-то стадии забыл
Добавить важные ингредиенты
И недозелье это незаметно
В ленивом летнем воздухе разлил.

Подумаешь, один досадный промах —
И мы с тобою в статусе знакомых,
А чтобы стать нам ближе, волшебства
Уже не хватит. Мы забудем скоро
И встречу, и пустые разговоры,
И чувство, не созревшее едва.

(публика на форуме, кстати, довольно ужасная, временами просто пиздец)

@темы: поэзия

14:37 

Постмодерн подсмотрен
Премию Различие дали Лиде Юсуповой за книгу «Dead Dad»

«Жюри премии особенно отметило новаторский и бескомпромиссный язык разговора о насилии, который отличает сборник поэтессы, живущей в Белизе», говорится в пресс-релизе.

Справедливый выбор. Стихи Юсуповой бывают очень страшными и очень действенными. Прямыми, жёсткими, с привлечением всяческих посторонних текстов типа обвинительных приговоров или показаний. Юсупову жутко читать. Если хотите увидеть этот бескомпромиссный язык, то посмотрите, например, вот этот выпуск журнала "Каракёй и Кадикёй", Юсупова там на 7-12 страницах. А тут я запощу немного помягче, но всё равно тяжёлый

Матеюк

@темы: поэзия, IRL

10:08 

Постмодерн подсмотрен
Иногда мне становится скучно, и я регистрируюсь где-нибудь, где раньше не регался. На этот раз я зарегался на Лайвлибе и перенёс туда отсюда все более-менее адекватные отзывы на книшки. И, наверное, буду добавлять новые) вот список есличо www.livelib.ru/reader/Visioner/reviewsrating
Рецки нуждаются в ваших плюсах)

Да, Лайвлиб - это ещё не самое дно, ещё мне есть куда скатываться: я могу завести аск, инстаграм, а то и вовсе стать буктьюбером. Надеюсь, жизнь меня до такого не доведёт)

@темы: ссылки

10:17 

Митинги школьников

Постмодерн подсмотрен
Итак, за пару дней митинги успели осмыслить и мифологизировать. Уже под вечер воскресенья была создана главная трактовка, главная проблема и главный миф митингов, который и стал обрабатываться в дальнейшем: "митинги школьников". На огромное количество молодых людей обратили внимание все, и каждый счёл своим долгом объяснить это. И вот какие причины, наверное, из этих объяснений можно выделить, или Что характеризует новое поколение в политическом плане?

- Утопия 90-х. Это реально новое поколение, это те, о которых шутковали в интернетах, что они прожили всю жизнь при Путине и ничего больше не знают, а значит, и не захотят, не с чем сравнить. На деле оказалось немного иначе: особый фан 90-х превратился для них в некий утопический миф, который поддерживался ностальгичной оптикой поколения постарше; этот миф начал выражать себя через эстетику, моду, с особой ироничной оттяжкой, конечно, но тяготение очевидно. В преддверии митингов на этот миф наложился опыт более близкий, но всё такой же смутный и, главное, неудачный:

- Незакрытый гештальт Болотной. Разочарование и фрустрация от протестов 2012-го и их последствий через старшее поколение коснулись нынешней (около)школоты тоже в уже готовой оболочке мифа. Этот неудачный опыт вполне способен восприниматься как вызов и, как и в случае с 90-ми, он романтизирован, он так или иначе воспринимается как ориентир и требует повтора со стороны нового поколения.

- Невключённость и безальтернативность. Становление гражданской сознательности именно в это шизоидное время, когда возник и быстро опустел, но не пропал агрессивный дискурс ведущих тв-медиа, всё больше расходящийся с реальностью и всё ярче становящийся психотическим, но направленный на совсем иное поколение, не умеющий в язык нынешней молодёжи, так вот, это становление происходит вне исчерпавших себя баталий, вне оппозиций, сформированных 2012-ым, и не находит себе места в политическом дискурсе. Все попытки власти говорить о патриотизме насквозь лживы, гнилы и старпёрны, институции, в которые могла бы себя включить молодёжь, свёрнуты — людям негде выражать себя политически. Кроме этого, действующие раньше отсылки к "стабильности", которыми можно было кормить недовольных, уже не работают, терять по сути нечего, никакого позитивного будущего не видно, а старики из власти — будь они представлены депутатами или училками, учителя же тоже власть для школьников, даже родаками — покушаются на главную свободу — интернеты. А интернеты, что самое главное, это не просто источник мемасов.

- Мобильный интернет как определяющий мышление медиум. Новое поколение сформировано не просто интернетом, а мобильным интернетом. Он позволяет одновременно находиться и в реале, и онлайн, существовать в пересекающихся мирах и, при случае, мгновенно переходить между ними. О протестах 11-12-х годов по всему миру говорили как о протестах из Фейсбука, для нынешнего митинга уже и Фейсбук стар, в дело вступают более молодые и гибкие сервисы, одни из них закрыты, другие, напротив, открыты. Мессенджеры — непубличное пространство, позволяющее координироваться без лишних глаз. И стримы, превращающие реальность в паноптикум, фиксирующие всё здесь и сейчас и транслирующие в открытый доступ. Подобные медиумы формируют и определённое мышление, если стационарный интернет гордился своей горизонтальностью, то чего уж говорить о мобильном, он не просто горизонтален сам по себе, он ещё и вступает в синтагматические связи с реальностью и начинает за ней следить и корректировать. Всё большую популярность среди молодого поколения набирает и даркнет. Дети дают отпор посягательствам взрослых на их свободу, взрослые этого пугаются и выдумывают синих китов, например, а интернет начинает этих китов воплощать. Это больше чем конфликт поколений, это конфликт медиумов, конфликт структур мышления и сообщения, которые формируют эти медиумы. "Быть онлайн" теперь вовсе не значит "быть вне реала", возможность быть одновременно и в реале, и онлайн приводит к тому, что интернеты покушаются на реал, а реальные действия могут быть совершены ради Спектакля в интернете: если раньше тебя бы не заметили, сейчас достаточно сделать стрим, выложить видео, запилить пост и получить свою дозу хайпа. Кроме того, невключённость нового поколения в политику приводит к появлению новой формы поиска подростками собственной идентичности, отличной от привычных нам "субкультур".

- Поиск идентичности в политических координатах. Это, конечно, не серьёзное отношение к политическим проблемам, а примерка стиля, причём не столько во внешнем виде, как раньше, а именно в репрезентации себя в интернетах. Это реакция на скорость информации, на требование ориентироваться в потоках "пост-правды", на хайповые инфоповоды. Пояснить надо не за шмот (хотя и за шмот тоже), а за отношение к инфоповоду. Не "с какого раёна", а с какого квадранта политических координат, левачок, правачок? Как относишься к феминизму/ЛГБТ/Трампу? Увы, я сейчас слишком упрощаю этот пункт, на деле тут необходимо очень много разбираться и, желательно, на временнОй дистанции и через собственный опыт, у меня же ситуация обратная, я нахожусь на дистанции от этого опыта, но во время его формирования. Потому я могу сказать лишь о том, что у меня возникает такое чувство, но насчёт его соответствия действительности я хз. Впрочем, каждый пункт этого расклада по большей части мифологичен, кидайте тапки в каментах, обсудим, чо) это событие свежее и неоднозначное, его ещё осмыслять и осмыслять, давайте делать это вместе)

Ну а вообще всё это в целом накладывается на вполне понятную причину, которой одной, наверное, и достаточно:

- Молодая горячая и заскучавшая кровь жаждет выполнения своей эдиповой миссии)) Над ними не довлеет советская травма, зато манит миф свободного и открытого гражданского общества, в котором они могли бы комфортно проявлять себя сообразно своим амбициям, а не расположению к раздающей руке. Да, это мои личные романтические сопли, это моя эйфория от митингов, дайте же помечтать немного, ну ёпта)

@темы: размышления, IRL, ссылки

19:33 

lock Доступ к записи ограничен

Постмодерн подсмотрен
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
12:16 

Постмодерн подсмотрен
нахал, пахан, рапира, залп, арена, храп, нахрап, реприза

Тоже начали читать этот список оксимироновским речитативом? Жаль, дальше этот ритм пропадает:

пена, рана, резина, лапа, липа, лира, пир, анализ, хиппи, зал, перила, приз, папаха, нерпа, плаха, репа, риза, плен, запал, арап, релиз, пенал, пар, запах, пара, перина, линза, низ, хрип, хан, лаз, пиала, прах, лапание, хапание, лепра, хина, прана, пахание, хазар, + хрен и нахер!

Что это за хуйня? А это Юнна Мориц составляет слова из имени Захар Прилепин. Зачем — хз, но слова получаются интересные.

Я вообще-то особо не слежу за этим сегментом русской литературы. Но иногда попадаются новости типа Прилепин создал свой батальон и едет в ДНР убивать, и я просто тихо охуеваю. Но комментировать это не хочу. Разве что вчера в контексте акции Серого Фиолетового мне пришло в голову, что ДНР словно стала неким арт-пространством особого статуса, где есть реальная военная опасность и потому есть возможность сделать какой-то радикальный художественный жест в необходимом контексте. И поступок Прилепина — это такого рода жест. Но специально всю историю, связанную с этим, я не изучаю, мне это противно.

АПД. Решил я, значит, глянуть, в каком контексте всё-таки было это написано, нашёл пост Мориц. И, знаете, — ну его нахуй. Такое я не читаю и не собираюсь читать впредь.

Ещё АПД: пикча с телеграма Егора Михайлова)

запись создана: 17.02.2017 в 11:12

@темы: facepalm.jpg, IRL

10:20 

Постмодерн подсмотрен
В связи с разочарованием от Сен-Сенькова вспомнил о другом поэте, Викторе Лисине. Помню, он начал активно раскручиваться прям на моих глазах году в 13-14-ом, выходили подборки, публикации, критика. И тогда мне прям вкатила его поэтика, хотя, кажется, он ещё не успел обрести чёткого голоса: в его стихах звучали то Айги, то Сен-Сеньков пополам с Цветковым-мл., то Василий Бородин, но не конкретно, а отзвуками, при этом было у него и своё измерение, которое могло бы раскрыться со временем в собственной системе координат. Особенно это касалось миниатюр. Вот такие были стихи, например:

* * *
ледяная скорлупа воздуха

ползаю
на
крыльях

рождение


Или:

***

1

как
мякиш
макаешь в кровь

сердце

2

простукивая ложечкой где голос ребенок

3

небобо говорит
небобо


А вот рифмованное:

***

так пасмурно, с дождями
играют тучи в домино,
а мы летим на дельтаплане
нам все равно

а мы летим себе дожди
среди воздушных масс
и птица крови и воды
дождливо бьется в нас


Потом у него был неплохой "деревенский" цикл, и я уже было почувствовал, что вот, раскрывается поэт. И вдруг его куда-то понесло. Если заглянуть на Полутона, можно там увидеть суть его последних публикаций, названия их говорят сами за себя, выглядят они примерно так "привет, я Лисин, а это мой Юляш, а это усы Аркадия, а это небо и Аллах, я гуляю, раздеваюсь, примеряю усы Аркадия, обмазываюсь говном и дрочу" и проч в том же духе, в самих подборках не менее несусветная дичь. И я всё надеюсь, что чуть позже это смогут как-то отрефлексировать и объяснить и даже найти в этом ценность, кто знает, может это проект такой навроде приговского, а я всё наивно ожидаю лирики. Ведь зачем-то включил Лисина во второй номер "Воздуха" за 2016 Кузьмин, а там тоже подборка пиздецкая, в которой вполне адекватные, но не самые оригинальные тексты типа такого:

Влюблённые солдаты

Два солдата играют
в бадминтон ядерной бомбой
им хорошо вместе и не очень
важен счёт и победы.
Им нравится просто держать
её над землёй просто
нравится звук от удара
плода сорвавшегося с
древа


перемежаются с невнятной ебаниной вроде:

Здесь я умру

Перед убоем корова сказала Россия
трава сама себя от армии косила
стояли петухи с отрубленной башкою
и становились шаурмою

Здесь конь ебётся и коня валяет здесь
музыка из пианино из нефти и бензина
здесь я умру большим как хуй и столь же никому не нужным тоже

Весна из мёртвых гладит мою спину
корова выкакивает мину кузнечик в
зад отечество кусает и снег из живота
кишками выпадает.


которая тоже не особо оригинальна на самом деле. У подборки словно нет композиции, она вся состоит из разнородных стихов, и ухватить настроение невозможно. Опять же, может, оно и надо так, а мне просто бомбит от неоправданных ожиданий. Возможно, надо быть немного гибче.

А вот другой случай

@темы: поэзия, размышления

09:40 

Постмодерн подсмотрен
Преданная революция, или Девяностых не было

В новом выпуске кольтовских Разногласий речь шла о некоем непонятном культурном субстрате, что-то на границе субкультуры, её разложения, миноритарной культуры, поп-культуры и контемпорари арта. Всё вот это взятое в своей нераздельности-неслиянности. При такой вроде бы вкусной теме действительно интересных статей оказалось немного, и, пожалуй, вот эта — лучшая из них. В ней производится очередная попытка отрефлексировать нынешнее увлечение поп-культурой 90-х, и выглядит она убедительно. Там много вкусных размышлений на базе постструктурализма, психоанализа и гендерных и культорологических штудий, в общем, вся левацкая мейнстримная Теория в действии + вся вот эта ностальгия, знакомый детский опыт 90-00-х, к которому всегда интересно возвращаться.
Борхес писал, что большой писатель сам формирует своих предшественников. Из статьи следует, что это вообще принцип бытования культуры такой: 90-е мы сейчас только открываем, только начинаем понимать, что это было, вглядываясь в этих дерридианских призраков.

Кошмар Энди Уорхола

А вот вчера ещё одна крутая статья появилась — о блэк-метале, прежде всего — о норвежском блэке 90-х, о том, как он устроен, какие культурные феномены можно через него описать (сетевой фашизм, микрофашизм Делёза) и во что блэк превращается сейчас (левеет). Там очень клёвые размышления о поп-культуре и травматическом опыте.

Война и идеологические тоталитарные аппараты были настолько экстремальным опытом, что принять их можно, только вытеснив и переместив в музыкальную ткань. Популярная музыка содержит в своих цепляющих мотивах историческую тревогу, которая разряжается посредством дискотечного бита. Социолог искусства Паскаль Гилен вспоминал, как познакомился в юности с песнями Joy Division. Они с братом танцевали под монотонные безвоздушные треки и, не зная английского, считали это веселой музыкой. Позже, когда они выяснили, что Joy Division, или «отряды радости», — это особое место для сексуальных утех в концентрационном лагере, где нацистские офицеры насиловали пленников и устраивали извращенные свидания с ними, перед ними открылась вся двусмысленность популярной культуры. Поп-культура скрывает и снимает травму смерти, сталкивая между собой концлагерь и дискотеку. Симулируя радость, она говорит об ужасе
<...>
Это способ сказать о травме, симулируя ее посредством поп-хита. Сам же хит является способом расколоть исторические означающие надвое и удержать два противоположных полюса вместе. Это и есть функция пресловутой «постмодернистской иронии», о которой так много говорили, что почти забыли, как этот прием серьезен по своей сути.


Или вот о некрореализме:

Некрореалисты всегда показывали, что смерть является бюрократической процедурой и никогда не дана в «непосредственном опыте». Смерть всегда симулирована и опосредована такими инстанциями, как судмедэкспертиза, криминалистика и документация. Именно поэтому Юфит никогда не взаимодействовал с настоящими трупами, он симулировал или «играл» трупы, указывая на то, что умирание есть функция письма, записи и клинической бухгалтерии. Блэк-метал шел ровно в противоположном направлении. Фотографический жест Евронимуса, запечатлевшего своего мертвого друга на обложке альбома, открывает, что сама культура и дистрибуция шока теперь неотличимы от повседневной жизни. Привыкнув к эпатажным жестам, мы не можем поверить в то, что смерть вообще может быть реальна. Главная звезда поп-арта Энди Уорхол, когда в того стреляли, сокрушался, что никто не прихватил фотоаппарат. Парадоксальным образом Евронимус воплотил заветы главного художника поп-арта. Pop will eat itself. Если некрореализм был эпифеноменом советской некробюрократии, своего рода некроконцептуализмом, понимающим все, и в первую очередь смерть, как текст или инструкцию, то black metal второй волны выработал внутри себя новую эстетическую категорию — true (настоящее, всамделишное, истинное)
запись создана: 30.01.2017 в 11:04

@темы: ссылки

16:03 

Постмодерн подсмотрен
Художник Пётр съёбывает из сраной Рашки: семья Павленского и Шалыгиной просит убежища во Франции. Причиной послужила заява на Павленского от актрисы Театра. Doc Анастасии Слониной с обвинением в изнасиловании. Художник посчитал это операцией спецслужб против него.

Я не знаю Павленского иначе, чем в качестве созданного им самим своего образа в медиасреде, и с таким обвинением этот образ соотносится плохо, но бывает всякое. Кроме того, вроде и Шалыгина под заяву попала. С другой стороны, настолько ли политически опасен Павленский, чтобы его прям устранять с помощью каких-то агентов из театра док и круга друзей семьи... Очень странная ситуация. А тут ещё поговаривают, что Павленский опиздюлил бывшего бойфренда этой актрисы, не бытовуха ли это всё.

Но гадать не буду, я вообще вот к чему это пишу. Учитывая, что акции Павленского укоренены в российский политический контекст, во Франции акций скорее всего не будет. Павленский сильно зависит от политической ситуации, его акции не имеют экзистенциального измерения, как, например, у Мавроматти (который сделал свою сильную акцию "Свой/Чужой" как раз в эмиграции), в чём он и сам признавался. Но посмотрим ещё, что нам будущее покажет.

@темы: IRL, арт

13:50 

Постмодерн подсмотрен
Сто лет не заходил на Арзамас, а там, оказывается, с декабря шёл просто замечательный цикл одностиший с комментариями от Дмитрия Кузьмина. Если ещё не видели, зацените, Кузьмин, издавший не так давно монографию про моностих, выбрал для ознакомления различные виды одностиший, чтобы ярче показать возможности такого формата, насколько много в себя может вместить одна строка, насколько различными могут быть история создания и контекст и насколько по-разному может выглядеть текст.

@темы: поэзия, ссылки

12:23 

Постмодерн подсмотрен
Вчера интересная новость на Горьком привлекла меня.

Аргентинский писатель предстанет перед судом за переделку рассказа Борхеса

Если вкратце, некий аргентинский горе-постнодермист решил сотворить очень свежую литературную шутку, чутка переделал борхесовский "Алеф" и опубликовал его под своим именем в занюханном журнальчике. Каким-то образом Мария Кодама, вдова Борхеса, об этом узнала и подала на клоуна в суд. Теперь ему светит до шести лет тюрячки (да, сурово).

Привлекла меня эта новость вот почему. Во-первых, она про Борхеса, моего любимого Борхеса. Причём курьёзная: уж очень не вяжется дело о плагиате с образом Борхеса, его философией и отношением к тексту, вспоминается Пьер Менар, интересно, сколько бы ему дали за "Дон Кихота". Мне кажется, сам Борхес не стал бы агриться на этого писателя, напротив, посмеялся бы и поддержал. Это вам не фанатичный монах Хорхе. Во-вторых, у меня же и самого есть рассказ на основе рассказа Борхеса "Юг" (я о "Южном посёлке"), и я теперь по ходу в апасносте. Ну, и в-третьих, я давно хотел запилить этот мемес, идея была в голове, а тут повод появился


@темы: картинощки, IRL, "...а мы смеёмся", ссылки

18:54 

Постмодерн подсмотрен
Русский ПЕН окончательно зашкварился, посасывая властный хуец и предавая своих, и писатели начали флешмоб "Ололо, пора отсюда съёбывать". По инфе с Кольты во флешмобе уже приняли участие такие люди как Рубинштейн, Иличевский, Акунин, Алексиевич, Седакова, Кибиров, Гуголев и даже Успенский.

@темы: IRL

09:39 

Постмодерн подсмотрен
Свежий номер "Ариона" в ЖЗ, захожу я туда, читаю... Ира Новицкая:

твоя фотография
с каждым годом
все моложе и моложе


Такс-такс-такс... Дайте-ка вспомнить. О! Владимир Бурич:

Проходят годы
и молодеют
лица на фотографиях


¯\_(ツ)_/¯

UPD. Сделал с этим мемес, не удержался


запись создана: 26.12.2016 в 18:37

@темы: поэзия

12:09 

Постмодерн подсмотрен
На Литкарте выложили второй номер Воздуха за 2016, а там просто замечательная

Подборка Андрея Родионова и не менее интересное

Предисловие к ней от Ильи Кукулина

плюс • отзывы других поэтов
и • интервью

Я давно не читал Родионова, а он успел просто удивительно измениться, стал лиричнее, короче, интереснее и многограннее. Всё самое важное о новом Родионове сказано Кукулиным, и о важности восьмистишия, и о развитии приговского подхода, именно развитии, а не зацикливании: появляется вполне себе отчётливый лирический герой, в чём-то схожий, чем-то отличный от приговского (если таковой вообще есть, у Пригова взаимоотношения с лирическими и нелирическими субъектами были, конечно, в принципе сложными), и он умеет говорить что-то кроме автоматического дискурса, он без маски, классически "нераздельно-неслиянный" с автором, но то и дело обломки медийного дискурса встревают в его речь, иногда даже слишком отчётливо по-приговски. И этим, я думаю, он близок многим из нас, которые в постоянном онлайне мониторят всяческие медиа и через них узнают о происходящем в мире. Я лично о новостях своего Мухосранска ничего практически не знаю, зато переживал о смерти Немирова, будто Он что, знакомый твой? Знакомый, блядь, знакомый, и прочий хайп то и дело лезет в мою жизнь, точнее, я сам его ненасытно ищу. Ну ты понел суть.

Но мне, как всегда, особенно близка лирика, такая, без лишнего пафоса, а по-японски наблюдательная, или дейктическая, как сказали бы (я ещё в том году начал пилить пост о роли дейксиса в современной поэзии, но забыл про него, надо допилить как-нить), и тут Родионов тоже меня порадовал, пусть его лирика и сплетается с политическим, но как выходит всё равно классно:

11 ноября

Впервые за весь день я выглянул в окно
А там такое это самое
То, что давно уже предрешено
Три тени и сияние странное

Я путешествую давно, я как Улисс
Но что сияет даже через занавески
Три птицы в небо поднялись
А в небе дверь, зажжённая Павленским


Последний образ на себя стянул всё стихотворение, такой он мощи, при этом он тоже оттуда, из медиа, но переработан так, что стал удивительно лирическим, не теряя при этом собственных истоков. Он как бы сам по себе не принадлежит Родионову, его создатель Павленский, но Родионов его очень круто использовал в собственном контексте, отчего тот заиграл новыми красками. Или:

19 ноября

Глядел на небо. Вспомнил, в девяностых
Покрасить в театре половик мне в чёрный дали
И я, поскольку был халтурщик злостный
Его покрасил в цвет сегодняшней небесной дали

Увидев половик, начальник замер от тоски
Как я сейчас, когда глядел на небо
Он приказал заклеить всё кусочками фольги
А называлась эта опера — «Богема»


Тут работает типа сравнение, но оно немного не такое, к какому мы привыкли. Чтобы передать свои чувства от неба, лирический герой сравнивает их с как бы "более понятными" чувствами начальника от халтурной работы. При этом обе стороны сравнения переплетаются, они не разделены, как бывает обычно, нас то отправляют в 90-е, то снова возвращают "сюда", в 19 ноября, образ постепенно раскладывается на отдельно цвет неба и отдельно "тоску" от него, и только через такой приём появляется возможность сказать о своём даже общими словами (ведь прямо и намеренно используется стёртое общее слово "тоска", но какая именно это тоска можно понять только из всего текста). И это помимо тонких отсылок к театральности, бутафории vs искренности (и даже не совсем vs, там тоже непросто всё, ведь "цвет неба" был сделан из-за халтуры, а добросовестная работа заключается в украшении блёстками фольги)

Такие вот крутые вещи делает нынче Родионов, перечитывать и перечитывать.

@темы: поэзия, ссылки

23:29 

Наиль Измайлов (Шамиль Идиатуллин) "Убыр"

Постмодерн подсмотрен
В ЖЗ выложили номер "Октября", посвящённый детской литературе, в нескольких статьях-эссе на тему востребованности таковой в нынешнее время пару раз упоминалась эта книга, кроме того, о ней я и раньше где-то читал и вроде хотел почитать.

Теперь прочитал. Ну, особых глубин в романе нет, а так это вполне добротно написанное нечто на пересечении хоррора (даже боди-хоррора), фэнтази и young adult (если считать старших подростков нижней возрастной границей читателей этого жанра), получившее даже крапивинскую премию. возможны спойлеры

@темы: книги, проза

17:40 

Постмодерн подсмотрен
Удивительно, совсем недавно (не помню день, вроде когда объявили о победе Трампа) Алина предложила посмотреть фильм из её детства, такая русская мелодрама 00-х с трагической концовкой на разрыв аорты а-ля 90-е. Фильм называется "Лиса Алиса" вроде, и там брат с сестрой (около 20 лет обоим) похищают дочь французского посла (в целях мести ему), чуть помладше возрастом, у той потихоньку развивается стокгольмский синдром (тем более, что сестра, та самая Алиса, открыла ей правду, какой её папочка урод), и они все втроём решают свалить в деревню к бабушке, жить там небольшой коммуной и не возвращаться к своим родакам. Кончилось всё, как водится, ментами, оцеплением, маслиной в бок парню (нехуй с волыной выходить) и разрушением нежной молодой любви пьяным жестоким ботинком этим жёстким репрессивным аппаратом взрослого социума. Это звучит иронически в обсуждении киношки, но когда схожий сюжет внезапно происходит ИРЛ, становится как-то... стрёмно не стрёмно, но как бы неудобно. Или обидно.

Да, вот именно обидно и стыдно перед этой псковской парочкой, Денисом и Катей, впрочем, и за них немного тоже, но им я скорее сочувствую. Сюжет мелодраматичной трагедии ИРЛ разыгрывается не сам по себе, его подталкивают жуткие законы жанра. Непонятно, где, но очевидно, что где-то живая жизнь этих подростков начинает выстраиваться в структуру определённого жанрового нарратива и переплетаться с ней. Все жесты и аффекты ребят продиктованы этим жанром, Спектакль (который они сами включили в Перископе) ждал всего этого, а сами ребята оказались вовлечены в него и не нашли сил выбраться, а помощь со стороны не пришла. Увы, они оказались под двойным прессингом. С одной стороны их прессовали культурные клише типа "Ромео-Джульетты", "любовь-выше-жизни" и прочий романтичный и оттого опасный бред. Эти клише воспроизводит всякое нарративное фикшн-медиа типа бульварной литературы и киношек, но эти же клише начинают создавать схожий нарратив и в жизни, если вовремя их не отрефлексировать и не повернуться к Спектаклю спиной, оценив живую жизнь выше клише и просмотров стрима. Потому, кстати, я не называю их, как любят это сейчас делать, Бонни и Клайд: этот образ тоже является опасной романтизацией. Но кроме "книжной" (назовём её так, по старинке, разумеется, речь не только и уже не столько о книгах, но вы понели) культуры их куда больше поимела культура бытовая и социальная. Бытовая в виде их семей с ебанутыми родаками, которые не воспринимают своих детей в качестве чувствующих, противоречивых субъектов, находящихся в состоянии кризиса собственной идентичности (оттого они и следуют за установками "книжной" культуры, которые предлагают им готовые сеты для идентичностей), впрочем, родители тоже не всегда способны преодолеть сеть клише и стереотипов собственных, уже закосневших идентичностей и социальных связей и ценностей, так что ебанутые они тоже как бы условно, но ебанутые. А социальная проявилась в действиях репрессивного аппарата государства, которые всё-таки ориентированы на репрессии, на "держать и не пущать", а вовсе не на помощь, облегчение выхода из жанрового заноса в живую жизнь. В жизни подростков возникла складка, водоворот, рана, если хотите, хаос, который необходимо было как-то пройти. Тут на помощь пришёл жанровый сюжет, стал рулить по-своему, у раны хотя бы появились очертания. Но исцеления не пришло, пьяный жестокий ботинок полиции просто начал по этой ране пинать, чем всё усугубил, разумеется. Правы те учителя и психологи, которые говорили, что ребята кого-то ждали, какой-то помощи, которая выведет их из заноса.

В общем, от этой истории остаётся некое чувство жалости по отношению к ребятам и обиды по отношению к социуму и тем клише, которые помогли такому сюжету сложиться ИРЛ. Вообще-то, когда мизулины говорят, что виноваты игоры и анимы, доля правды в этом есть, но только малая доля. "Книжная" культура остаётся в фантазиях, если бытовая и социальная позволяют жить комфортно и не дают "книжной" завладеть жизнью. "Книжная" культура формирует совсем надстроенные надстройки типа эстетики, воспринимать же реальность адекватно и отделять "книжную" культуру от живой жизни поможет только среда, в которой подросток формируется. Если среда так или иначе травмирует субъекта, на место травмы тут же всасывается символическое и смешивается с реальным. Так и приходят сюжеты мелодрам к нам в новости.

@темы: IRL, размышления

18:01 

lock Доступ к записи ограничен

Постмодерн подсмотрен
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
18:58 

Борис Лего. Сумеречные рассказы

Постмодерн подсмотрен
Борис Лего — кто это вообще? О нём ничего неизвестно, кроме пары каких-то явно провокативных интервью да предисловия к книге, где явно создаётся образ автора, маска, некое приложение прямиком к книге. Может, он появится на дебатах? А то пока выглядит как некий проект, что-то вроде Масодова. Практически с той же тематикой, только немного переработанной согласно актуальной сводке. Потому что если Масодов работал с советским-постсоветским наследием, то Лего уже срезает слой нашего времени.

Начать стоит с того, что книга и вышла провокативно. Обложка в духе всякой хоррор-попсы с кричащими логотипами "самая страшная книга года!!11", жанр обозначен как "русская готика", в общем, словно эта книга скорее феномен массовой жанровки. Ну вот она:

Обложка

Вы бы стали брать эту аляповатую бесвкусицу? Я бы тоже не стал. Возможно, на неё бы клюнули любители хоррора. А внутри их бы ожидал небольшой сюрприз. Ну, то есть, некоторые рассказы можно читать как эксплуатационные ужастики, но их не так много. Атмосфера там вовсе не хоррорная, а скорее гротесковая, фантасмагорическая. Вот если условно взять Пелевина и Сорокина как два полюса, то рассказы в книге где-то посередине будут. И с того немного взяли, и с того. И мамлеевской духоты добавили. Говорю же, явный клон. Но.

Вот Сорокин в нескольких своих последних книгах аккуратно снимал тренды нынешней российской атмосферы и вил из них лубочную антиутопию в своей особой образной манере (оффтоп: мне кажется, образы Сорокина и Сен-Сенькова очень схожи по своей природе. У них разные векторы, возможно, но то, что они из себя представляют, некие иероглифы, не дешифрующиеся до конца и прорастающие в телесность — вот это общее. Чешется от их материальности, визуальности и вместе с тем непрозрачности). Лего рубит сплеча колуном, пишет гораздо прямее.

Структура книги основана на некоем "древнем" (не ручаюсь, что не фейк) демонологическом трактате, в котором рассказывается о 19 демонах ада с их именами, "должностями", гравюрами и печатями призыва для юных сатанистов. Каждому рассказу соответствует свой демон. В начале рассказа приводится гравюра, а в конце книги есть демонологический словарь, где про каждого демона есть краткая информация (и печати, да). Обычно эта информация позволяет считывать в рассказе новые смыслы, ну, или просто так или иначе связана с темой рассказа.

Итак, в книге представлена Россия, в которой все современные ретроградные тренды гротесково усилены. Это усиление уже готово сделать новый качественный шаг, о котором пока вслух не говорят, но дух его уже витает в воздухе: православие не справляется с оправданием действующей власти, система моральных ценностей не та, и на помощь ему движется сатанизм. В языке рассказчиков и героев книги ещё буксуют старые артефакты, православие и духовность, но за ними всё чаще скрываются совсем иные, инфернальные силы. Каждый рассказ осенён печатью демона, и именно демоны управляют героями, ходят где-то рядом тревожными тенями. Будь то патриот, отравивший интеллигентов, группа подростков, отправившаяся воевать на Украину, чтобы потом вернуться и добить всех кошек в округе (печать Баала), мужик, блуждающий в вологодских лесах в поисках глушилки вражеского западного радио, или одержимый парень, силой пытающийся покрестить свою девушку в проруби. В некоторых рассказах о сатанизме говорится прямо. Наркоман, катающийся обдолбанный в метро и слушающий там голоса, обретает у себя на лбу кровавую пентаграмму (там пародия на сюжет с Нерукотворным Спасом). Или такой очень важный рассказ: на сходке активистов один предлагает построить на пустыре вместо бездуховных жилых домов, где будут только трахаться, храм Сатаны. Он ждёт баттхёрта, но все молчат. Все чувствуют необходимость в этом, но пока открыто говорить опасаются, ждут распоряжения сверху. В книге Россия медленно погружается в сумерки, когда вроде ещё светло, но холод ночи уже чувствуется. Оттуда, из сумерек, и возникают эти рассказы. Заканчивается книга зачатием Антихриста.

Это хоррор, но особого рода. Это не просто эксплуатация демонической темы ради страха (с банальными философскими или фрейдистскими подкладками, как бывает в популярных сюжетах на эту тему), а увеличенная в кривом зеркале самая мякотка (пусть и явно алармистская) нынешней атмосферы в стране. Вот где ужас: когда за фантасмагорией угадываешь черты реальности.

Но, мне кажется, для НОСа такая вещь выглядит несколько эпигонски. Никто же не даст НОС Пелевину. Даже Сорокину вон не дали (врочем, по иной причине). Но жюри есть жюри, посмотрим чо там как.

@темы: книги, проза

21:07 

lock Доступ к записи ограничен

Постмодерн подсмотрен
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
19:12 

Постмодерн подсмотрен
Премия Дилану напомнила о премии Киму. А история этой премии — прекрасный сюжет для бугурта) Итак:

ТЫ — ИМЕНИТЫЙ СОВЕЦЦКИЙ ПОЭТ 50 ПОЭТИЧЕСКИХ КНИГ ИЗ 50
@
ДАЖЕ НЕБО, ДАЖЕ БРОЦЦКИЙ НАЗЫВАЕТ ТЕБЯ ВЕЛИКОМ МАРКИ АЛЛАХ
@
ТЫ САМЫЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИСТ
@
ЯЗЫК В ТВОИХ СТИХАХ СТОЛЬ НОРМАТИВЕН, ЧТО ИХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ ДИКТАНТА ДЛЯ ШКОЛОТЫ ВСЕХ ЛВЛОВ
@
К ИХ РАЗМЕРАМ НЕВОЗМОЖНО ПОДКОПАТЬСЯ ДАЖЕ С КАЛЬКУЛЯТОРОМ ИМЕНИ ГАСПАРОВА
@
А ОТ ТВОИХ РИФМ КОНЧАЕТ ДАЖЕ САМЫЙ ЯРОСТНЫЙ КРИТЕК-ГРАФОМАН СО СТИХИРЫ
@
ПОЛЬЗУЯСЬ СВОИМ ИМЕНЕМ СМОГ УБЕДИТЬ ЖЮРИ ОДНОЙ ПРЕМИИ В ТОМ, ЧТО ГЛУХОЙ ПОЭТ-АВАНГАРДИСТ НЕ МОЖЕТ В ЗВУЧАНИЕ РУССКОЙ РЕЧИ И ПРЕМИИ НЕДОСТОИН
@
САМ ПОЛУЧИЛ ВЕСЬМА НЕПЛОХУЮ ПРЕМИЮ, ХОТЯ И ПЛОХО СЛЫШАЛ ПОЗДРАВЛЕНИЯ В СВОЙ АДРЕС, ПОТОМУ ЧТО В ТВОЁМ СЛУХОВОМ АППАРАТЕ СЕЛА БАТАРЕЙКА
@
ИМЕЕШЬ ПРАВО ГНАТЬ ССАНЫМИ ТРЯПКАМИ ГЕЙРОПЕЙСКИЙ ВЕРЛИБР ИЗ ВЕЛИКОЙ И ДУХОВНОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
@
КАЗАЛОСЬ БЫ #антибугурт, ОДНАКО
@
ЗАСЕДАЯ В ЖЮРИ ТОЙ САМОЙ ПРЕМИИ, ГДЕ НЕ ВАЖНА ГЛУХОТА, ЯРО ТОПИШЬ ЗА СВОЕГО ИЗБРАННИКА
@
ТВОИ СОПЕРНИКИ ТОПЯТ ЗА СВОЕГО
@
НО ЕХИДНЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПЕРЕИГРЫВАЕТ И ТЕХ И ТЕХ И ВРУЧАЕТ ПРЕМИЮ ПЕВЦУ РТОМ И ИГРОКУ НА ГИТАРЕ РУКАМИ
@
НА РЕАКТИВНОЙ ТЯГЕ ВЫЛЕТАЕШЬ ИЗ ЖЮРИ, ПРИХВАТИВ СВОЕГО ДРУГА С ФАМИЛИЕЙ В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОЙ НЕМЕЦКОЙ РЕКИ

@темы: "...а мы смеёмся", поэзия

Re-Vision

главная