Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
20:33 

О верлибре

Visioner
Постмодерн подсмотрен
Меня тут на одном форуме попросили написать некий... эмм... ликбез штоле или гайд по верлибру, подходы к его анализу, я накропал чего знал, пусть здесь тоже будет.

Введение

Прежде чем перейти непосредственно к верлибру, необходимо сказать пару слов о техническом разборе вообще.

В среде сетевых критиков (в дальнейшем говоря "критики", я буду иметь в виду именно сетевую критику, т. е., более-менее развёрнутый фидбек, а не собственно институт критики) технический разбор зачастую выступает как вроде бы необходимое, но, вместе с тем, абсолютно бесполезное звено общего разбора стихотворения. Критик считает нужным назвать размер, которым написано стихотворение, но дело обычно этим и ограничивается, факт не работает на понимание текста. Впрочем, поскольку сетевая критика нацелена не столько на понимание, сколько на попытку скорректировать текст, и адресована автору, а не читателю, критик может рассматривать размер с точки зрения его "правильности" или благозвучия. Разумеется, чаще всего за эталон берётся силлаботоника, в лучшем случае, если критик обладает хорошим слухом, он может услышать нюансы паузировки в "нарушенных" размерах, а зная стихосложение немножко шире школьной программы, узнать и назвать тонические рисунки; в худшем же случае критик может оказаться музыкально глухим и доверять лишь сухим схемам (использование программ для определения размера — пожалуй, крайний случай такой глухоты, совершенно неконструктивное решение, поскольку никакая программа не сумеет уловить нюансы паузировки речи, которые могут вывезти нарушенные размеры до необходимого ритма), не ощущая реального звучания .

Собственно, это я к тому, что сам по себе технический разбор, во-первых, необязателен, другое дело, если он работает на восприятие и понимание текста; во-вторых, не так уж просто провести, это, вопреки сложившемуся мнению, далеко не объективное место, многое зависит от слуха читателя, и чем ритм дальше от метрических схем и сложнее, тем больше работы требуется от читателя. В дальнейших попытках наметить тенденции анализа верлибра не будем забывать про эти моменты.

1. Верлибр, поэзия и проза.

Думаю, особо определение верлибра в данном случае необязательно, все понимают, что это такое, в целом можно сказать, что верлибр — это стих, в наибольшей степени свободный от метрических и рифменных конвенций. Стихами верлибр делает его запись "в столбик", строкораздел. И это не только связано с визуальной стороной, это определяет и ритм, и семантику текста. Ограниченный строкоразделом, стих перераспределяет элементы, управляемые в прозе синтаксисом, и объединяет их в единое ритмико-семантическое целое; это явление известно как "теснота стихового ряда". Ритм строки задаётся её размером (в смысле длины), у строки есть интонационно-мелодические начало и конец, а стихи разделены особыми, присущими только поэтической речи паузами. Потому понимать верлибр просто как "прозу в столбик" наивно. Это о ритмической основе верлибра в целом.

2. Верлибр, метрика и тоника

Несмотря на то, что регулярной метрической основы у верлибра нет, отдельные стихи можно истолковать в качестве (силлабо)тонических. Вообще, так можно сделать с любым отдельным отрезком речи, на этом феномене строит свою стиховедческую теорию Ю. Орлицкий, например. У него же есть классификация переходных форм верлибра по количеству имеющихся в тексте метрических и изотонических стихов (т.е. стихов, у которых можно определить силлаботонический размер или идущих подряд стихов одного тонического звучания). Щас я перейду к подробностям и будет понятно, о чём я.

Метрика (силлаботоника):

• если в тексте ни один стих невозможно трактовать в качестве метрического, это чистая форма верлибра (ЧФ)

• если в тексте встречается менее 25% метрических стихов, это верлибр с метрическими вкраплениями (МВ)

• если в тексте можно найти от четверти до половины метрических стихов, то это верлибр с метрической доминантой (МД)

Тоника:

Поскольку, в отличие от силлаботоники, тонические размеры можно обнаружить в любом изолированном стихе верлибра, тоническая основа наблюдается лишь когда рядом находятся два и больше изотонических стиха, образуя, тем самым, более упорядоченный, чем в верлибре, ритм.

• если следующих один за другим изотонических стихов практически нет, это снова чистая форма

• если таких стихов до четверти, то это верлибр на определённой тонической основе (ТО)

•если их от четверти до половины, это верлибр с акцентной доминантой (АД).

На естественный вопрос "Как это пригодится вообще при анализе" у меня возникает лишь один ответ: хз, мож, пригодится где.

Например, если замутим вдруг на форуме конкурс верлибров, можно будет определять чистоту формы. В более широком контексте: можно проверить текст на формальную фичу, где ритмическим метаморфозам соответствуют семантические. Ну, и просто ради классификации.

3. Верлибр и рифма

Тут всё проще: рифма является ритмообразующим элементом, строки верлибра, объединённые рифмой, становятся либо строками тонического стиха при изотонике, либо строками раёшного стиха при отсутствии оной.

4. Короткий и длинный верлибр

Тот же Орлицкий выделяет две разновидности верлибра: короткий и длинный. Различаются они не столько длиной строк (об этом следующий пункт) или текстов, сколько оптикой и логикой построения (от которых уже и прямо зависит длина текста).

короткая разновидность опирается на дедуктивный вывод по типу силлогизма, близка к афористике, пользуется" микроскопической оптикой, т.е. близко и даже предельно близко рассматривает некий ограниченный, небольшой набор предметов (в том числе предметов речевых). Короткий верлибр создаёт замкнутый рефлексирующий мир либо отрывки, лишённые опоры и висящие в пустоте. Эта разновидность близка минимализму, но сам по себе минимализм не всегда можно рассматривать как чистый верлибр, об этом ниже.

длинный верлибр строится на индуктивных цепях, известный феномен, идущий ещё от Уитмена — "каталог образов", это "телескопическая" оптика, панорамное зрение, широта мира. Сюда же можно отнести длинные повествовательные верлибры. Орлицкий в контексте русской поэзии связал первую разновидность с московскими поэтами (Бурич), а вторую — с питерскими (Алексеев).

5. Длина строки и строкораздел

Особенности русского языка таковы, что чем короче строка, тем больше вероятность того, что она звучит тонически или метрически. Потому часто минималистические тексты, несмотря на декларативную свободу, оказываются написаны какой-нибудь из переходных форм верлибра, а не ЧФ, чисто случайно, исходя из статистических языковых закономерностей. Справедливо и обратное: длинную строку сложнее сковать метром, потому верлибры с длинными строками почти всегда оказываются ЧФ, а если не оказываются, то это говорит о сознательной работе автора с переходными формами. Ещё раз предостерегу от использования всяких сомнительных программ по определению размера, лучшая программа стиховеда — это его слух и мозг.

Многие исследователи связывают строку верлибра с человеческой телесностью, особенно это касается длиннострочных верлибров. На листе такие верлибры — путешествие глаза, с голоса же — дыхательные практики. Потому важно принимать во внимание возможность дыхания участвовать в построении ритма верлибра, но помнить, что дыхание индивидуально, и не рубить с плеча верлибры, в которых у критика не хватает или сбивается дыхание, а попытаться уловить дыхание автора.

И здесь можно перейти к другой важной проблеме верлибра: проблеме строкораздела. Где, когда, на каком моменте появляется необходимость закончить строку? Чем это определяется? Причины могут быть разными, но так или иначе это либо причины ритмические, либо смысловые, а в идеале — смешанные. Короткие строки и короткие верлибры чаще формируются по смыслу, длинные — по ритму. Опять же, в ритмическом формировании строк могут быть две стратегии: следования синтаксическому ритму и намеренного его нарушения. Есть интонационно-фразовый верлибр, разделяемый на строки синтаксическими периодами. Но и обычный верлибр может следовать за синтаксисом, только на более мелком уровне, в этом случае чаще всего стихи совпадают с колонами в прозаической речи, хотя отдельные строки могут выделяться особенно, нарушая синтаксис, здесь работает другой, смысловой принцип строкораздела (часто такие строки состоят из одного-двух слов, к которым автор хочет как-то привлечь внимание). В верлибре, нарушающем синтаксические периоды, строкораздел может разрывать синтаксические единства — синтагмы и колоны — и даже переносить слова, т.е., использовать анжамбеман; зачастую этого требуют и смысловые причины. Понятно, что такой ритм сложнее читается и требует для своего построения бОльших читательских усилий, но такая работа по преодолению синтаксической власти может быть полезной. Естественно, типы строкоразделов легко могут сосуществовать в пределах одного текста, и наблюдение за их динамикой тоже может оказать услугу анализу.

6. Заключение

Ответ на вопрос "Почему именно верлибр?" дать, в принципе, можно, но это очень тонкая работа на страх и риск критика. В ней больше помогут чуткая поэтическая интуиция и широкий читательский кругозор, нежели жёсткие методологические рамки. Хотя и такой широкий ответ может сам отпасть после работы с предыдущими пунктами анализа, подчёркивающими нюансы и различия. Важно понимать, что далеко не всё поддаётся интерпретации, есть моменты чисто эстетические и телесные, например, ну вот слышит автор это стихотворение именно в качестве верлибра и всё тут.

Важно ещё обратить внимание на язык текста, как строится фраза, как взаимодействуют друг с другом слова и фразы, имеется ли сюжетное повествование, некое размышление, лирическая зарисовка или даже и вовсе героем стихотворения становится сама речь. В каждом из таких случаев верлибр может играть свои роли. Скажем, при наличии чёткого сюжетного повествования либо размышления выбор верлибра может быть обусловлен необходимостью донести сюжет/ мысль без искажений. Стратегия минимализма требует сознательного отказа от излишеств, каковыми могут считаться "вторичные поэтические признаки".

И, наконец, по возможности неплохо включить стихотворение в адекватный контекст и выявить интертекстуальные моменты. Тут, опять же, сильно помогает читательский опыт. Для каждой разновидности верлибра можно найти несколько более-менее крупных, влиятельных имён, в чей контекст можно поместить стихотворение.

@темы: практика критика, поэзия, литвед

URL
Комментарии
2016-04-10 в 21:04 

Лоторо
Марс в фуражке
кек

2016-04-10 в 22:09 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
URL
2016-04-10 в 22:29 

Лоторо
Марс в фуражке
Меня тут на одном форуме попросили

2016-04-10 в 22:34 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
Лоторо, вроде кто-то спрашивал же, Тикки, кажется)

URL
2016-04-10 в 22:34 

Лоторо
Марс в фуражке
Да мы тя все просили!! :-D

2016-04-10 в 22:38 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
Лоторо, ну вот и)

URL
2016-04-24 в 10:18 

aequans
Omnia munda mundis
Visioner, я очень извиняюсь за бестактность и оффтоп.

Там на одном форуме народ требует незамедлительной выкладки конкурсных работ. А я не могу этого сделать без разрешения оценщика. Благослови, а?..

2016-04-24 в 20:03 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
aequans, экий ты бюрократ)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Re-Vision

главная