Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
14:37 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
Премию Различие дали Лиде Юсуповой за книгу «Dead Dad»

«Жюри премии особенно отметило новаторский и бескомпромиссный язык разговора о насилии, который отличает сборник поэтессы, живущей в Белизе», говорится в пресс-релизе.

Справедливый выбор. Стихи Юсуповой бывают очень страшными и очень действенными. Прямыми, жёсткими, с привлечением всяческих посторонних текстов типа обвинительных приговоров или показаний. Юсупову жутко читать. Если хотите увидеть этот бескомпромиссный язык, то посмотрите, например, вот этот выпуск журнала "Каракёй и Кадикёй", Юсупова там на 7-12 страницах. А тут я запощу немного помягче, но всё равно тяжёлый

мы пришли с подругой Юлей в квартиру Саида на Васильевском острове
по бесконечному коридору ездил мальчик на велосипеде
он посмотрел на меня злыми глазами
квартира называлась резервный фонд
Саид занимался преступной деятельностью шил джинсы
он сказал что мы можем переночевать у него
в его комнате была только одна кровать
он сказал что мы можем просто спать с ним рядом как сёстры он нас
не тронет
и мы остались ночевать у него спали в одной кровати под одеялом и он нас
не тронул
утром пили кофе и ели пончики Саид купил и принёс
потом пришёл его друг
я забыла его имя
а фамилия у него была Матеюк
нет
мы встретили его у метро Василеостровская
мы стояли и курили а он сидел на скамеечке
было солнечно
я помню свет на его страшной морде
потом мы ехали в каком-то автобусе
и когда Матеюк повернулся в профиль
широкие улицы новостроек ползут в грязных окнах
я увидела эту линию
позже я увижу её из окна самолёта подлетающего к Белиз-сити
гряда невысоких гор на горизонте
покатого лба и надбровных дуг и приплюснутого носа
под которыми верили майя и расположена страна мёртвых
и он всё время говорит говорит но я не помню о чём
и вообще он говорит только с Юлей
а я смотрю и не слушаю
да
это он привёл нас к Саиду
метро уже было закрыто
и это он сказал
Саид вас не тронет вы можете спокойно спать с ним в одной кровати как
сёстры
и потом была ночь
и было утро с пончиками и кофе
и мы снова втроём весь день гуляли по городу
в восемь вечера когда Юля сказала что ей пора домой
я не поехала с ней на трамвае к метро
потому что

напротив Кинематографа он поцеловал меня в темя
было раннее утро люди стояли на остановке ждали трамвая
лицо одной женщины на фотографии памяти
женщина морщится смотрит вдаль и я для неё не существую
на этой фотографии она случайно
он меня только что изнасиловал
утро утро свежесть
потому что я верю в дружбу
потому что я не бросаю друга в беде
потому что когда он сказал вечером
что должен был быть дома в восемь
и это его последнее нарушение
участковый придёт и проверит
но уже поздно он не успеет
ему ехать далеко на метро
он загулялся с нами
ему с нами было интересно
теперь его отправят в тюрьму
я почувствовала вину и ответственность
это была его последняя ночь свободы

в 11 вечера мы пришли к его бабушке
за старинной дверью находилась огромная коммунальная квартира
там была тропинка сквозь джунгли хлама и вешалок
у двери в комнату его бабушки
я бы почувствовала сладкий запах старости
я тогда ещё умела его определять
по которой мы могли бы пробраться на кухню
где причаленные столы спят мёртвым сном белой ночи
Матеюк нажал на чёрную кнопку четыре раза и ещё раз четыре раза
кто-то наверное подошёл к двери посмотрел в глазок Матеюк говорил
это я я называл имя которое я забыла но дверь не открыли
я сказала пойдём гулять до утра
он сказал у меня тут есть одна знакомая малолетка можно пойти к ней
так мы оказались в квартире на первом этаже хрущёвки
на окне не было решётки я могла убежать когда Матеюк сказал раздевайся
он оставил меня одну и ушёл в туалет я могла убежать
на окне не было решётки но я побоялась выпрыгивать в окно
когда мы пришли малолетки не оказалось дома
дверь открыл её отец опухший алкоголик с фигурой мальчика
ничего не говоря он забрался обратно в кровать и уснул
он стонал во сне и всё время ворочался и всё время громко пердел
его кровать была застелена снежно чистым бельём
а на стене над кроватью висел багровый ковёр
если бы малолетка была дома Матеюк бы меня не изнасиловал
мне не повезло
и когда он вернулся он молча лёг на меня и у нас был секс я не
сопротивлялась я только сказала это неправильно я повторяла
это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно

@темы: поэзия, IRL

URL
Комментарии
2017-03-22 в 15:16 

джеки блэквуд
storms and steel
это сильно и это пиздец.

2017-03-22 в 16:29 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
джеки блэквуд, согласен

URL
2017-03-22 в 17:33 

iolly
It doesn’t matter whether you believe me or not. It’s reality. Неважно, верите вы мне или нет. Это реальность.
Visioner, вообще никаких эмоций, каждый день в фейсбуке такое читаю. А еще думалось, надо ли лезть под кат, вдруг там что-то ужасное. Это круто и литература, да? Просто интересно.

2017-03-22 в 17:46 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
iolly, да. Вряд ли в фейсбуке так работают с умолчанием, непроговариваемым и повторами.

URL
2017-03-22 в 21:07 

не хочется думать
что ни век, то век железный
у таких рассказов с кровавыми и шокирующими подробностями один жирный минус - те, кому это противно, читать не могут дальше первой "кишки", а те, кому это нравится, те читают и надрачивают. в итоге желаемый эффект не достигается, а достигаются противоположные

2017-03-22 в 22:24 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
не хочется думать, ну вот я читаю и не надрачиваю, просто погружаюсь, как в бездну, а потом бывает и физически плохо. И не думаю, что я такой исключительный. Текст завораживает, привлекает тех, кто ищет поэзии, и на них оказывает эффект.

URL
2017-03-22 в 22:26 

Лоторо
Марс в фуражке
Visioner, ты - исключительный. Судя по посту выше так точно.

2017-03-22 в 22:41 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
Лоторо, спасибо) но по-моему, банальные пиздострадания) стыдно немного за эти сопли.

URL
2017-03-22 в 22:48 

Лоторо
Марс в фуражке
Ну, небанальные.

2017-03-23 в 11:10 

не хочется думать
что ни век, то век железный
ты - исключительный. Судя по посту выше так точно.
+1, с точки зрения поэтики могут рассматривать небольшая группа литературоведов, а потребители вроде меня поделятся, имхо, на две группы - отвращение/страх/гнев и извращённое садистское наслаждение

2017-03-23 в 11:22 

iolly
It doesn’t matter whether you believe me or not. It’s reality. Неважно, верите вы мне или нет. Это реальность.
не хочется думать, я чуть-чуть добавлю про потребителей, т.к. им являюсь, но ни я, ни мои друзья, в две эти группы не входят.
Это не рассматривается ни как стихи, ни как литературное произведение вообще. Так что если там есть какая-то поэтика, то только "небольшая группа литературоведов"(тм) может ее углядеть)

2017-03-23 в 12:03 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
не хочется думать, и вот реакция первой группы это хорошая реакция. Это так или иначе отвращает от насилия. Тем более поданное не как документ, а именно обработанный документ с заострением внимания на особенно ужасных вещах. А рефлексия над поэтикой здесь ни при чём, её необязательно понимать, чтобы она работала.

URL
2017-03-23 в 14:24 

не хочется думать
что ни век, то век железный
Visioner, ну грубо говоря, мне обработка даже не нужна, меня одинаково шокирует новость как в такой подаче, так и в подаче журналиста в газете (а там не стесняются, тоже кишок добавляют для кликов). ну то есть изнасилование я уже буду воспринимать с большим негативом, и если жертва отделалась синяками, и если как вот у авторши расписано

2017-03-23 в 14:36 

Лоторо
Марс в фуражке
и если жертва отделалась синяками
А жертва никогда не отделывается синяками. Поэтому автор большое дело делает, расписывая.

2017-03-23 в 15:01 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
не хочется думать, согласен. просто вот так выходит: кого-то новость просто ужасает, кто-то реагирует на неё поэтически, формируя при этом язык, на котором поэзия вообще может говорить о таких вещах. А потом кто-то не хочет этот язык слышать и считать это поэзией (по разным причинам, будь то шок от такой откровенности или просто невовлечённость в контекст, в том числе исторический контекст рефлексии над языком, которым можно рассказать о травме и насилии, iolly, я это про вас, вы читали хотя бы Целана?), а кто-то считает такую реакцию вредной для отношения к насилию эстетизацией явления, а кто-то только через такую эстетизацию и может ощутить это насилие практически на себе. А кто-то просто замечает попытки разработать новый поэтический язык и даёт за это премии. Люди такие разные)

URL
2017-03-23 в 15:29 

не хочется думать
что ни век, то век железный
Лоторо, ну я про физическую часть (принудить могут не только к "стандартному" проникающему сексу, но и к минету например, тогда можно и синяками отделаться). про психологическую по умолчанию конечно травма

Visioner, кто-то только через такую эстетизацию и может ощутить это насилие практически на себе
ну это тема для большого диалога об искусстве как о форме общественного сознания! собственно, я не отрицаю, что искусство может вызывать интерес к какой-то проблеме и давать пищу для ума, просто именно касательно сферы телесности (особенно для женщин) у меня возникают сомнения. акцентируется опять же насилие над телом, отдельными органами, а не над человеком вообще. "ниже" и "проще" такого текста только перфоманс с участием реальных тел. и вот кстати в кинематографе сцен насилия полно (в каком-то фильме Монику Белуччи вообще 7 минут штоле "насиловали"), и эстетизация присутствует, но эффект нулевой - никакие кампании эти фильмы не сопровождали, насколько мне известно, и всё это подавалось как арт-хаусное порно

2017-03-23 в 15:40 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
не хочется думать, тут необходим разговор именно о том языке, на котором можно говорить о насилии. Одно дело использовать сцену насилия саму по себе, эксплуатировать, другое дело сформировать язык, на котором насилие будет понятно. Потому что в рамках конвенционального языка или привычного киноязыка насилие стирается. Говорить о нём можно только опосредовано. Но киноязык и вообще визуальные языки — это отдельная вещь, там свои нюансы. Здесь же речь о дискурсивном языке, о речи и письменности. И отличается он прежде всего собственной субъективностью. Говорит ведь субъект. Он может говорить травмированно. И вот этот травмированный язык как раз больше скажет о насилии над человеком как субъектом, а не телом. Повторы, умолчания, путаница, заострение внимания. И ситуация сама по себе, когда над жертвой уже моральное насилие произвёл суд, выраженная повтором фразы о жизненно важном органе рядом с повтором фраз о смерти. Так что тут именно такая многослойность, чего визуальным языком добиться сложнее. Но вот есть, например, Трудно Быть Богом Германа, там насилие подано как раз не в качестве porn, а в качестве разговора о насилии, не наслаждение, а рефлексия.

URL
2017-03-23 в 15:47 

не хочется думать
что ни век, то век железный
Visioner, И вот этот травмированный язык как раз больше скажет о насилии над человеком как субъектом, а не телом. Повторы, умолчания, путаница, заострение внимания.
поэтому, кстати, важна прямая речь! вспомнила сразу череду крутых и печальных видео про кражу невест в Киргизии, оформленных в виде мультиков.

но главный вопрос - поймут ли травмированный язык нетравмированные люди? или у них защитная реакция включится?

2017-03-23 в 16:12 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
не хочется думать, насколько я знаю, Юсупова как раз и работает по большей части с чужой речью. Просто надо показать речь так, чтобы эта её изнанка с насилием, которая прячется, была видна + понимание ситуации (о чём гораздо больше можно узнать из комментариев на 12 станице).
Ну этот вопрос и надо разрешить экспериментально, но сам язык надо сначала выработать и пустить в обиход. Но это сложно и это уже не столько задача поэзии в наше время. Так что да, можно ставить в упрёк Юсуповой то, что она всего лишь работает с поэтическим словом, но тут уж кто что умеет и как

URL
2017-06-15 в 22:04 

Purring Cat
После этого вашего поста я прочитала у нее все, до чего смогла добраться в интернете. Целых полных сборников у меня нет.

Это напомнило мне мою реакцию на некоторые фильмы. "Иди и смотри", например, Элема Климова. Умом понимаешь, что фильм сильный и хороший, но второй раз так и не хочется смотреть: слишком тяжелый. Но Юсупову я даже поперечитывала, а сегодня ловила себя на том, что у меня в уме все время строчки перебираются из ее стихотворения "Маша Сигова молчит".

И вот под эту марку повспоминала всякие передачи про то, как людей покалечили собаки и про домашнее насилие. И подумала: а многие живут только в таком мире и другого не видели.

Ритмика ее текстов как-то въедается в тебя. Видела мнение, что у нее конъюнктурная тематика и некая нарочитая демонстративность, но не согласна.

2017-06-16 в 23:42 

Visioner
Постмодерн подсмотрен
Purring Cat, я считаю Юсупову очень значимым явлением, её язык требует и хорошего осмысления, и дальнейшей разработки (тут Васякина работает, например). Если здесь есть конъюнктура, то Юсупова её хорошенько взрезает и препарирует. Если есть демонстративность, то она оправданная, это же всё черты любой социальной поэзии, надо глубже смотреть.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Re-Vision

главная