Разговоры о поэзии и прозе напомнили мне, что эти две формы являются экстремумами, между которыми существуют промежуточные формы.
Отношение текста к поэзии обычно обуславливается наличием трёх "первичных признаков" поэзии: членения на стихи, метра и рифмы. Отсутствие этих признаков определяет прозу. В промежуточных формах одни признаки присутствуют, другие отсутствуют.
Я решил запилить таблицу форм художественной речи в зависимости от наличия признаков поэзии.
Условные обозначения:
+: наличие.
–: отсутствие.
Ниже таблицы под катом расшифровка полученных результатов и некоторые выводы.
Форма |
Стихи |
Метр |
Рифма |
Поэзия |
+ |
+ |
+ |
Белый стих |
+ |
+ |
– |
Раёшный стих, рэп |
+ |
– |
+ |
А4 |
– |
+ |
+ |
Верлибр |
+ |
– |
– |
Ритмизованная проза |
– |
+ |
– |
Рифмованная проза |
– |
– |
+ |
Проза |
– |
– |
– |
читать дальшеПодробнее о каждой форме:
1. Поэзия: тут всё ясно, обычно поэзия в своём полноценном виде имеет все три признака.
2. Белый стих: строго говоря, он остаётся поэзией, он даже старше рифмованного. Впрочем, как уже видно из таблицы, любая промежуточная форма тяготеет к одной из крайних и называется разновидностью таковой.
3. Раёшный стих: это русский народный стих, представляющий из себя по сути рифмованный верлибр. Он действительно не имел метрической основы, но стихораздел и рифма создавали вторичный ритм самостоятельно. Рэп, на мой взгляд, вполне можно назвать преемником раёшника. Хотя на эту тему лучше проводить отдельное исследование.
4. А4: Гаспаров описывал похожее явление, назвав его "мнимой прозой". Но оно никогда не было так популярно, как сейчас. Отсутствие стиховых пауз позволяет придать тексту особую прозаичность, или, скорее, эпистолярность, и новые ритмические рисунки. Суть в том, что такую форму относят к поэзии. В выводе мы поговорим об этом подробнее.
5. Верлибр: или свободный стих, о котором так много любят спорить. Он, конечно, обладает особой метричностью, основанной не на упорядочивании слогов или иктов, а на мелодико-интонационном звучании. Относится к поэзии.
6. Метрическая проза: верлибр является неким "водоразделом": за ним начинается проза. Некоторые формы прозы имеют чёткий метрический ритм, но не имеют вторичного стихового ритма, лишь синтаксический. Например, "Песнь о Буревестнике" М. Горького написана хореем.
7. Рифмованная проза: она редкая, но она есть. Примеры у Гаспарова.
8. Проза: это отсутствие признаков поэзии, тоже ясно.
Вывод: рассматривая таблицу, легко убедиться, что поэзией мы называем текст, имеющий как минимум два поэтических признака или один конкретный: стиховое членение. Прозой мы называем текст, не имеющий стихового членения и одного любого признака поэзии из оставшихся.
Получается, признаки поэзии неравнозначны. Стихораздел важен для поэзии больше, чем два других признака по отдельности. Зато встречаясь вместе, оба этих признака оказываются важными для идентификации поэзии не менее, чем стихораздел (А4).
Минимальным для поэзии является наличие стихораздела либо наличие метрического ритма и рифмы в совокупности.