В этом посте я буду собирать графики композиций различных стихотворений и решать связанные с ними вопросы. О сути графиков тут и тут. Построение каждого графика буду описывать вкратце, больше акцентировать внимание на проблемы.

N°1. В. Маяковский. А вы могли бы? читать дальше

N°2. А. Блок. Ночь, улица, фонарь, аптека...



Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет: А (1;1)
Живи ещё хоть четверть века: В (2;1) — никакой связи.
Всё будет так: С (3;1)^(3;-1) — s-связь с В и син. р-связь с А; мнимая суперпозиция (см. ниже).
Исхода нет: D (4;1) — s-связь с С
Умрёшь: Е (5;2) — ант. р-связь с В.
Начнёшь опять сначала: F (6;2) — s-связь с E.
И повторится всё, как встарь: G (7;2)^(7;-2) — s-связь с F и син. р-связь с С; мнимая суперпозиция.
Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь: H (8;-3) — син. р-связь с G.

Проблема: мнимая суперпозиция

Если суперпозиция в стихотворении Маяковского объясняется антонимией внутри предложения, то суперпозиция на этом графике возникает по другой причине: для помощи в построении графика. Точка С — это предложение "всё будет так", которое является одновременно логическим продолжением точки В ("Живи ещё хоть четверть века"), а значит, вступает с ней в s-связь, и синонимом к точке А (всё <—> {ночь, улица, фонарь, аптека}; [не выраженное вербально "есть так"] <—> будет так), вступая с ней в р-связь. Однако точки С и А находятся на одном уровне оси р, иначе невозможно обозначить s-связь точки С с В. Для того, чтобы обозначить синонимию, мы опускаем точку С на оси р до такого уровня, на котором обозначение синонимии становится возможным. Это вынужденная суперпозиция, существующая лишь для удобства создания графика, поэтому её нужно назвать мнимой суперпозицией, в отличие от объясняемой структурой предложения реальной суперпозиции. Её же мы наблюдаем у точки G, которая s-связана с F и синонимически р-связана с С (повторится всё <—> всё будет так).

Правила создания графика