Один мой знакомый из ВК на мой вопрос, зачем он принимает участие в срачах одного паблика, ответил что-то вроде: "Мне нравится создавать и читать этот комментотекст". Я сначала с удовольствием отметил и запомнил это замечательное слово — "комментотекст", и только потом до меня дошёл смысл сказанного. И я задумался.

Изобразительное искусство и музыка обычно первыми ловят и транслируют наиболее передовые, авангардные идеи в искусстве. Литература же, видимо, в силу интеллектуальности своей природы, является очень консервативным искусством. Но тенденции искусства доходят и до неё, особенно когда это позволяет действительность.

В изобразительном искусстве уже нашла и прочно заняла свою нишу акционная его разновидность — перформанс, условно говоря (будем понимать это слово широко как синоним акционного искусства вообще). Что нужно понимать для адекватного его восприятия? Прежде всего, перформанс меняет содержание понятия "произведение искусства". В классическом понимании произведение — это некий материальный объект, продукт искусства (картина, скульптура и т.п.). Произведение перформанса — это процесс, а не продукт. Продукта может и не быть, продукт неважен. Перформанс существует здесь и сейчас и не рассчитан на историю, будущее, "Вечность" и прочие романтические цели и ценности. Перформанс интерактивен, и его художественная ценность в том, что эстетические чувства рождает совместная деятельность художника и зрителя, вовлечённость последнего в процесс произведения. Поэтому любая попытка сохранить перформанс (скажем, записать на видео) будет неудачной: исчезнет интерактивность, сопричастность — исчезнет и художественная ценность.
Итак, перформанс — искусство действия и сопричастности, в котором автор и зритель взаимосвязаны в произведении-процессе здесь и сейчас. Он требует эстетического отклика на процесс, а не продукт, отклика уникального на уникальное, не тиражируемое и не сохраняющееся.

Есть ли перформанс в литературе?