Ну почему беззаботным беллетристам позволен тот авангардный произвол, который запрещен авторам, пишущим не о жизни, а о ее культурных отражениях? Где "филологический" роман, в котором автору доставляется такая же свобода говорить безответственные и недоказуемые вещи, что и персонажам художественной литературы? Писатель прячется за спины вымышленных героев, а тут прятаться не за кого, как на бруствере: рвануть рубаху на груди – стреляй, кому не лень. Всем лень.
А. Генис, "Хоровод"

Эта цитата мне вспомнилась по поводу одного вчерашнего срача

Думаю, жанр эссе и есть искомая величина) и пограничные жанры, связанные со свободным выражением собственной субъективной позиции без обязательной апелляции к научной методологии и пафоса "Истины" (тм) и с постоянной готовностью к критике и дискуссии — запись в публичном дневнике, например.