Я писал об этом (подразумевал это) имплицитно в постах об эстетических парадигмах и презумпции осмысленности в критике, ещё разрозненно в разных комментариях, но надо писать прямо:
все "ритмические ошибки", или "недочёты", в стихах находятся не в тексте, а в сознании читателя. Понятие "ошибка" здесь понятие относительное, т.е. оно зависит от отношения читателя к тексту. Как факт есть, скажем, ритмическая схема (и та может иметь варианты, в зависимости от чтения), но название этой схемы, отнесение к некоему месту в классификации и объяснение некоторых её мест как ошибок или, напротив, приёмов — всё это остаётся на совести читателя. Я уже молчу о том, что говорить о каких-то там ритмических ошибках после тонических достижений 20 века и после верлибра — это, мягко говоря, странно. Я молчу, потому что понимаю, что все эти разговоры идут с позиции иных ЭП. Тем не менее, агрессивность, с которой эти разговоры порой ведутся, агрессивность, связанная с самоуверенностью, не может меня не раздражать.
читать дальшеЧасто бывает, что не совсем точно определяют размер, которым написано стихотворение — слишком его сужают. Бытует мнение, что размер стихотворения определяется по тому, каким размером написано большинство строк, а если меньшинство выделяется, отличается от этого размера — это недочёт. Эта позиция вызывает два вопроса.
1. Почему размер, которым написано стихотворение, должен определяться по большинству строк одного размера, а не по тому, какой размер было бы определить логичнее на основе всех строк стихотворения? К тому же после изучения тоники никак нельзя определять размеры лишь в координатах силлаботонической системы: любой силлаботонический размер есть разновидность дольника, как и вся силлаботоника — это вид тоники. Даже написанное безупречным дактилем стихотворение написано дольником, поскольку в дольнике количество безударных слогов может варьироваться от 0 до 2, а безударный период дактиля (2 слога) входит в этот отрезок.
Стихотворение Тютчева Silentium написано не 4-ямбом с внезапной "ошибкой" (3-амфибрахий) в 4, 5 и 17 строках, а написано 3-тактовиком:
МолчИ, скрывАйся и таИ
И чУвства и мечтЫ своИ -
ПускАй в душЕвной глубинЕ
ВстаЮт и захОдят онЕ
БезмОлвно, как звЁзды в ночИ,-
ЛюбУйся Ими — и молчИ.
Или же:
1.13.0
1.31.0
1.13.0
1.22.0
1.22.0
1.13.0
В каждой строке по три икта (и далее тоже). При этом в отдельных случаях этот тактовик может звучать как 4-ямб, а в отдельных — как 3-амфибрахий.
То же можно сказать в случае неупорядоченного количества иктов в стихах: если существует вольный ямб, то ничего не мешает существовать и вольному дольнику (тот априори свободнее ямба), в котором может из стиха в стих меняться количество иктов.
2. Но даже если не принимать такую позицию по отношению к силлаботонике, то, собственно, почему нарушение размера необходимо считать ошибкой и как же здесь отличить баг от фичи? Ответ, что, мол, фича имеет смысл, а баг не имеет/разрушает его, неприемлем, поскольку а) где один читатель не видит смысла, другой этот смысл видит; б) смысл фичи может быть в отсутствии/ разрушении смысла (абсурд, например).
Итак: "ритмическая ошибка" — это такой артефакт дискурса, с помощью которого можно узнать больше о читателе, чем о тексте, в частности, можно узнать о его принадлежности к той или иной ЭП или о его личном отношении к автору, а может даже и о его настроении/ эмоциональном состоянии в момент отзыва на стихотворение. Ошибка возникает не в тексте, а в сознании читателя — это несоответствие текста какой-либо ЭП.