Руфер Григорий, ака Мустанг, взял на себя ответственность за перекраску звезды на сталинской высотке и назвал это дело перформансом в честь дня независимости Украины.
Язык такого перформанса бесхитростен. Это мне и не понравилось в нём. Но не с эстетической (здесь-то я люблю минимализм), а как раз с этической точки зрения. Вот почему мне понравился перформанс «Инсталляция "Португалия на виселице"» с этой точки зрения: он против языка тоталитарной пропаганды, языка, который заменяет действительные духовные ценности симулякрами этих ценностей и вводит своих потребителей в аксиосемиотическую (то есть, ценностно-знаковую) реальность, удобную пропагандисту. В качестве примера был взят флаг: означающее, заменившее означаемое самим собой, пример сакрализации рисунка, которая становится рычагом управления народом. Художник деконструировал флаг как знак, как ложный знак, как симулякр. При этом с эстетической точки зрения это было сделано очень просто и незамысловато: всего лишь вздёрнул флаг на виселице и попал за это под суд.
читать дальше Мустанг же в своей изначальной акции использовал сам язык пропаганды как язык выражения. Пытаясь символически преодолеть империю, — типичный комплекс украинцев —Мустанг делает это знаками государственности, что с моей точки зрения одинакова хуйня. Межгосударственная фаллометрия украшает диванного бойца, но не художника. Да и трусоватая анонимность — стратегия скорее руфера и сталкера, чем художника (изначально он, как я понял, не собирался признаваться).
Куда больше мне понравилось его предложение обменять себя на лётчицу Савченко. Это гораздо больше похоже на интересный злободневный перформанс. В нормальных условиях такой обмен — непонятного чувака на сильный козырь — выглядит абсурдным, таким предложение и является для любого адекватного человека. Но если рассматривать это как эстетический жест, его посыл понятен: сейчас война в области символического становится чуть ли не важнее и эффективнее войны как таковой, оттого и художник как боец одной из сторон становится не менее важным, чем солдат. Истерия вокруг цветов украинского флага видна хорошо: то в плановой покраске столбов видят злобные козни врагов, то чувака задержат за голубо-жёлтую кепку. К этой истерии привела та самая бездумная сакрализация флагов, превращение их в симулякры. Мустанг попал в нужную волну. Разумеется, столь удачное художественное высказывание не отменяет мерзости самого факта существования художника-бойца. Одно дело, когда художник становится врагом государства, призывая к миру во время войны, другое — когда он воюет на противоположной стороне. Когда он стремится не разогнать чудовищ спящего разума, а заменить их другими. Это как-то не ок.