Пространство "традиционного" стихотворения (любого, от силлаботоники до верлибрового брахиколона) есть визуализация его просодии. Главная его особенность — расположение текста "в столбик", запись стихами — основными единицами стихотворного синтаксиса (вторичного, мелодичного, или над-синтаксиса). Стихораздел обозначает паузу между стихами, паузу чисто просодическую, то есть звучащую. Звучание = чтению, а чтение — это преобразование пространства текста в его время. Таким образом, стихораздел и строфораздел также являются паузами временнЫми, местами прерывания стихов-синтагм. Формальный хронотоп классического стихотворения выполняет как чисто конвенциональные дискурсивные функции ("смотрите, это стихи"), так и бахтинскую функцию "ворот в сферу смыслов", во всяком случае, вспомогательных: перераспределение синтагм ведёт к искажениям смыслов этих синтагм, на том и зиждется очарование мерцающего поэтического смысла, нераздельного с чувством. Сила вмешательства стихораздела в смысл явлена в том, что отдельно выделяют такой приём, как анжабеман, а также различные типы параллелизмов, от рифмы до подхвата.

Усиление стихотворного пространства и его ослабление, низведение до прозаического (усиление временнОго модуса) — две противоположные стратегии.

читать дальше