Еременко: Вот критик, говорящий о стихах, анализирующий стихи, положим. Стихотворение — это пример живого явления. Например, костер. Химическая живая реакция. И совершенно точный принцип, который физики определили, а гуманитарии не могут его дать, потому что это нож в сердце... Когда происходит анализ, веточка, которой ты шевелишь этот костер, сгорает в этот момент шевеления. Бессмысленно это делать. Это к вопросу о чем?.. О критерии…
Соловьев: Но тогда что остается? Веточкой — не пошевелишь, железякой — разрушишь…
Еременко: Остается рядом костер делать.
<…>
Получается, что критерий… это оценка творческая. Не анализ, а творческая оценка — это и есть критерий.
Соловьев: То есть костер рядом?
Еременко: Вот смотри: как пожар тушат огнем? Пожар идет сюда (показывает), а здесь зажигают встречный. А почему этот огонь идет навстречу тому? Потому что большое пламя образует тягу, и она такая сильная, что он не туда идет, по ветру, а навстречу этому. Вот они могут так и работать, эти два костра, вот такое взаимодействие. И они уже не антагонисты, а — вместе.
Из беседы Сергея Соловьёва с Александром Ерёменко
visioner
| суббота, 13 декабря 2014