Огонь у Павленского
Огонь — новый элемент, с которым работает Павленский. Тело себя тоже ещё не исчерпало, но огонь приносит новые смыслы, обращается к новым аллюзиям, на его основе строится иная художественная стратегия и, что самое интересное, он приводит к несколько иным результатам акции.
Акции, в которых художник использовал собственное тело — своего рода метонимии, художник, словно на карте, показывает на собственном теле то, что происходит с телом какого-либо сообщества или институции. Он как бы даёт своё материальное тело (с органами) в аренду образованиям, чьё тело не является материальным (без органов). Причём эти образования прямо соотносятся с телом художника, оно в той или иной степени зависимо от них или встроено в них. Эти акции ориентированы на чисто российский контекст: это российские образования и тела.
Огонь у Павленского появился в групповой акции "Свобода" в 2014 году, и потому эту акцию, оставайся она единственной, можно было воспринимать как исключение, сделанное для группы. Но сегодня, после акции "Угроза", можно заметить как сходства акций с применением огня, так и отличия их от акций с применением тела.
Прежде всего, как самое очевидное, в огненных акциях художник совершенно не использует своё тело как материал. Материалом служит какой-то предмет, огонь и сам процесс поджигания. Оно и понятно: огненные акции имеют другой вектор. Они направлены уже не на тела, а на действия. Телесные акции были по сути статичными, пространственными, в них большую роль играло отсутствие возможности действовать (говорить, двигаться; акция "Отделение" на этом фоне несколько отличается: в ней действие как раз очень важно, но это действие отрицательно заряжено, инородно телу и, кмк, равняется невозможности защиты (от ножа) как положительного действия тела). Огненные акции действенны, огонь не может быть статичным. Действия эти теперь — это не метонимия, а имитация. Имитация с целью поддержки. В них заложен месседж "Я с вами!", направленный определённым людям, месседж "Я делаю то же, что и вы!". И обе акции связаны с Украиной. "Свобода" — это имитация действий майдановцев, прямая и очевидная. "Угроза" — акция более тонкая. Поджог двери — это имитация тех действий, которые приписывают Сенцову и Кольченко, имитация, которая является куда более явной, чем действия, к которым она отсылает. Иначе говоря, огненные акции, в отличие от уже привычных нам телесных, говорят на другом художественном языке, в их основе лежат другие приёмы, обращённые к другим качествам материала (вместо пространства материала — его изменение во времени и вообще активное действие взамен пассивного бездействия), и реальный контекст, в который они вписаны, уже выходит за рамки России. Отдельно интересно отметить, что по обеим акциям Павленскому пытались (пытаются) шить дело.
Что ж, если пиромания не отпустит художника, возможно, будут новые огненные акции, с которыми можно будет сверить эти первоначальные наброски.