Меня тут на одном форуме попросили написать некий... эмм... ликбез штоле или гайд по верлибру, подходы к его анализу, я накропал чего знал, пусть здесь тоже будет.
Введение
читать дальше
Прежде чем перейти непосредственно к верлибру, необходимо сказать пару слов о техническом разборе вообще.
В среде сетевых критиков (в дальнейшем говоря "критики", я буду иметь в виду именно сетевую критику, т. е., более-менее развёрнутый фидбек, а не собственно институт критики) технический разбор зачастую выступает как вроде бы необходимое, но, вместе с тем, абсолютно бесполезное звено общего разбора стихотворения. Критик считает нужным назвать размер, которым написано стихотворение, но дело обычно этим и ограничивается, факт не работает на понимание текста. Впрочем, поскольку сетевая критика нацелена не столько на понимание, сколько на попытку скорректировать текст, и адресована автору, а не читателю, критик может рассматривать размер с точки зрения его "правильности" или благозвучия. Разумеется, чаще всего за эталон берётся силлаботоника, в лучшем случае, если критик обладает хорошим слухом, он может услышать нюансы паузировки в "нарушенных" размерах, а зная стихосложение немножко шире школьной программы, узнать и назвать тонические рисунки; в худшем же случае критик может оказаться музыкально глухим и доверять лишь сухим схемам (использование программ для определения размера — пожалуй, крайний случай такой глухоты, совершенно неконструктивное решение, поскольку никакая программа не сумеет уловить нюансы паузировки речи, которые могут вывезти нарушенные размеры до необходимого ритма), не ощущая реального звучания .
Собственно, это я к тому, что сам по себе технический разбор, во-первых, необязателен, другое дело, если он работает на восприятие и понимание текста; во-вторых, не так уж просто провести, это, вопреки сложившемуся мнению, далеко не объективное место, многое зависит от слуха читателя, и чем ритм дальше от метрических схем и сложнее, тем больше работы требуется от читателя. В дальнейших попытках наметить тенденции анализа верлибра не будем забывать про эти моменты.
1. Верлибр, поэзия и проза.
Думаю, особо определение верлибра в данном случае необязательно, все понимают, что это такое, в целом можно сказать, что верлибр — это стих, в наибольшей степени свободный от метрических и рифменных конвенций. Стихами верлибр делает его запись "в столбик", строкораздел. И это не только связано с визуальной стороной, это определяет и ритм, и семантику текста. Ограниченный строкоразделом, стих перераспределяет элементы, управляемые в прозе синтаксисом, и объединяет их в единое ритмико-семантическое целое; это явление известно как "теснота стихового ряда". Ритм строки задаётся её размером (в смысле длины), у строки есть интонационно-мелодические начало и конец, а стихи разделены особыми, присущими только поэтической речи паузами. Потому понимать верлибр просто как "прозу в столбик" наивно. Это о ритмической основе верлибра в целом.
2. Верлибр, метрика и тоника
Несмотря на то, что регулярной метрической основы у верлибра нет, отдельные стихи можно истолковать в качестве (силлабо)тонических. Вообще, так можно сделать с любым отдельным отрезком речи, на этом феномене строит свою стиховедческую теорию Ю. Орлицкий, например. У него же есть классификация переходных форм верлибра по количеству имеющихся в тексте метрических и изотонических стихов (т.е. стихов, у которых можно определить силлаботонический размер или идущих подряд стихов одного тонического звучания). Щас я перейду к подробностям и будет понятно, о чём я.
Метрика (силлаботоника):
• если в тексте ни один стих невозможно трактовать в качестве метрического, это чистая форма верлибра (ЧФ)
• если в тексте встречается менее 25% метрических стихов, это верлибр с метрическими вкраплениями (МВ)
• если в тексте можно найти от четверти до половины метрических стихов, то это верлибр с метрической доминантой (МД)
Тоника:
Поскольку, в отличие от силлаботоники, тонические размеры можно обнаружить в любом изолированном стихе верлибра, тоническая основа наблюдается лишь когда рядом находятся два и больше изотонических стиха, образуя, тем самым, более упорядоченный, чем в верлибре, ритм.
• если следующих один за другим изотонических стихов практически нет, это снова чистая форма
• если таких стихов до четверти, то это верлибр на определённой тонической основе (ТО)
•если их от четверти до половины, это верлибр с акцентной доминантой (АД).
На естественный вопрос "Как это пригодится вообще при анализе" у меня возникает лишь один ответ: хз, мож, пригодится где.
Например, если замутим вдруг на форуме конкурс верлибров, можно будет определять чистоту формы. В более широком контексте: можно проверить текст на формальную фичу, где ритмическим метаморфозам соответствуют семантические. Ну, и просто ради классификации.
3. Верлибр и рифма
Тут всё проще: рифма является ритмообразующим элементом, строки верлибра, объединённые рифмой, становятся либо строками тонического стиха при изотонике, либо строками раёшного стиха при отсутствии оной.
4. Короткий и длинный верлибр
Тот же Орлицкий выделяет две разновидности верлибра: короткий и длинный. Различаются они не столько длиной строк (об этом следующий пункт) или текстов, сколько оптикой и логикой построения (от которых уже и прямо зависит длина текста).
• короткая разновидность опирается на дедуктивный вывод по типу силлогизма, близка к афористике, пользуется" микроскопической оптикой, т.е. близко и даже предельно близко рассматривает некий ограниченный, небольшой набор предметов (в том числе предметов речевых). Короткий верлибр создаёт замкнутый рефлексирующий мир либо отрывки, лишённые опоры и висящие в пустоте. Эта разновидность близка минимализму, но сам по себе минимализм не всегда можно рассматривать как чистый верлибр, об этом ниже.
• длинный верлибр строится на индуктивных цепях, известный феномен, идущий ещё от Уитмена — "каталог образов", это "телескопическая" оптика, панорамное зрение, широта мира. Сюда же можно отнести длинные повествовательные верлибры. Орлицкий в контексте русской поэзии связал первую разновидность с московскими поэтами (Бурич), а вторую — с питерскими (Алексеев).
5. Длина строки и строкораздел
Особенности русского языка таковы, что чем короче строка, тем больше вероятность того, что она звучит тонически или метрически. Потому часто минималистические тексты, несмотря на декларативную свободу, оказываются написаны какой-нибудь из переходных форм верлибра, а не ЧФ, чисто случайно, исходя из статистических языковых закономерностей. Справедливо и обратное: длинную строку сложнее сковать метром, потому верлибры с длинными строками почти всегда оказываются ЧФ, а если не оказываются, то это говорит о сознательной работе автора с переходными формами. Ещё раз предостерегу от использования всяких сомнительных программ по определению размера, лучшая программа стиховеда — это его слух и мозг.
Многие исследователи связывают строку верлибра с человеческой телесностью, особенно это касается длиннострочных верлибров. На листе такие верлибры — путешествие глаза, с голоса же — дыхательные практики. Потому важно принимать во внимание возможность дыхания участвовать в построении ритма верлибра, но помнить, что дыхание индивидуально, и не рубить с плеча верлибры, в которых у критика не хватает или сбивается дыхание, а попытаться уловить дыхание автора.
И здесь можно перейти к другой важной проблеме верлибра: проблеме строкораздела. Где, когда, на каком моменте появляется необходимость закончить строку? Чем это определяется? Причины могут быть разными, но так или иначе это либо причины ритмические, либо смысловые, а в идеале — смешанные. Короткие строки и короткие верлибры чаще формируются по смыслу, длинные — по ритму. Опять же, в ритмическом формировании строк могут быть две стратегии: следования синтаксическому ритму и намеренного его нарушения. Есть интонационно-фразовый верлибр, разделяемый на строки синтаксическими периодами. Но и обычный верлибр может следовать за синтаксисом, только на более мелком уровне, в этом случае чаще всего стихи совпадают с колонами в прозаической речи, хотя отдельные строки могут выделяться особенно, нарушая синтаксис, здесь работает другой, смысловой принцип строкораздела (часто такие строки состоят из одного-двух слов, к которым автор хочет как-то привлечь внимание). В верлибре, нарушающем синтаксические периоды, строкораздел может разрывать синтаксические единства — синтагмы и колоны — и даже переносить слова, т.е., использовать анжамбеман; зачастую этого требуют и смысловые причины. Понятно, что такой ритм сложнее читается и требует для своего построения бОльших читательских усилий, но такая работа по преодолению синтаксической власти может быть полезной. Естественно, типы строкоразделов легко могут сосуществовать в пределах одного текста, и наблюдение за их динамикой тоже может оказать услугу анализу.
6. Заключение
Ответ на вопрос "Почему именно верлибр?" дать, в принципе, можно, но это очень тонкая работа на страх и риск критика. В ней больше помогут чуткая поэтическая интуиция и широкий читательский кругозор, нежели жёсткие методологические рамки. Хотя и такой широкий ответ может сам отпасть после работы с предыдущими пунктами анализа, подчёркивающими нюансы и различия. Важно понимать, что далеко не всё поддаётся интерпретации, есть моменты чисто эстетические и телесные, например, ну вот слышит автор это стихотворение именно в качестве верлибра и всё тут.
Важно ещё обратить внимание на язык текста, как строится фраза, как взаимодействуют друг с другом слова и фразы, имеется ли сюжетное повествование, некое размышление, лирическая зарисовка или даже и вовсе героем стихотворения становится сама речь. В каждом из таких случаев верлибр может играть свои роли. Скажем, при наличии чёткого сюжетного повествования либо размышления выбор верлибра может быть обусловлен необходимостью донести сюжет/ мысль без искажений. Стратегия минимализма требует сознательного отказа от излишеств, каковыми могут считаться "вторичные поэтические признаки".
И, наконец, по возможности неплохо включить стихотворение в адекватный контекст и выявить интертекстуальные моменты. Тут, опять же, сильно помогает читательский опыт. Для каждой разновидности верлибра можно найти несколько более-менее крупных, влиятельных имён, в чей контекст можно поместить стихотворение.
О верлибре
Меня тут на одном форуме попросили написать некий... эмм... ликбез штоле или гайд по верлибру, подходы к его анализу, я накропал чего знал, пусть здесь тоже будет.
Введение
читать дальше
Введение
читать дальше