Постмодерн подсмотрен
Тезисно

Три наиглавнейших взаимосвязанных признака искусства таковы:

1. Искусство создаётся в эстетических целях

2. Искусство оперирует образами или чистой гармонией (музыка), которая также создаёт образы в сознании воспринимающего.

3. Искусство апеллирует к чувствам, эмоциям и ассоциативным связям

Однако в литературе эти три признака проявляются весьма специфически. Это происходит в связи с зависимостью этого вида искусства от языка. Именно вербальность литературы осложняет проявление главных признаков искусства, а иногда и попросту нивелирует их. Рассмотрим по пунктам.

читать дальше

2011 год

UPD 2013:

Думаю, необходимо пересмотреть второй пункт: оперирование образами в искусстве. Если говорить в русле семиотической терминологии, то получается, что искусство оперирует иконическими знаками в целях влияния на бессознательное и достижения эстетической цели. Однако это не так. Очевидно (и это, между прочим, указано прямо в заметке 2011 года и не замечено мной :apstenu: ) что, например, поэзия (по идее и вся литература, но в поэзии очевиднее) оперирует условными знаками — словами, которые могут потом составить иконические (образы), но могут и не составлять, абсолютно не теряя художественности. Потому что художественность имеет несколько иную природу. То же самое наблюдается и в музыке (и на это тоже было обращено внимание): звук не является иконическим знаком, а возникающие в сознании слушателя образы принадлежат сознанию слушателя и не являются результатом построения звуков (как в литературе образы по большей части составляются из словесных денотатов), поскольку звук не имеет денотата. Большинство знаков архитектуры и танца также условны, первые зачастую тоже не имеют денотата. А беспредметная живопись?
При таком солидном количестве искусств, не имеющих иконических знаков возникает вопрос: не погорячился ли я, объявляя образ инструментом искусства?

Погорячился. Образ вторичен и не всегда необходим и для влияния на бессознательное, и на достижение эстетического эффекта. Думаю, вместо образа необходимо ввести в качестве инструмента гармонию. Либо систему гармоний (хотя система — это тоже гармония). С необходимой оговоркой: дисгармония есть разновидность гармонии, поскольку дисгармония как эстетический инструмент апеллирует всё же к гармонии как изначальному инструменту эстетики (минус-приём).

Как же в этом случае обстоит дело с литературой? Несколько иначе

@темы: практика критика