Так, продолжаю скидывать сюда свои записки на манжетах (или краткие тезисы о поэзии) 2011 года. Чтоб были. И чтобы сравнить с тем, какую позицию я занимаю сейчас. Тогда я был более максималист, что ли. Комментарии по ходу действия будут в квадратных скобках курсивом.
Да, будет много кэпства
читать дальшеСиллабо-тоника начала терять позиции основной и главной ритмической системы русской поэзии с начала 20 века. Возможности иной ритмики пробовали многие модернисты и авангардисты. Чаще всего это была чистая тоника, так как опыт силлабики на Руси уже был в 17-18 веках и оказался не очень удачным. Силлабическая система работает в языках с константным ударением (польский, французский), в русском же языке силлабика не даёт чёткого ритма. Зато тоническая система оказалась весьма удачной. [Сейчас я считаю силлабо-тонику разновидностью тоники, этаким более упорядоченым подвидом. Тут дальше в тексте говорится о тонической тенденции, вот это точнее, а ещё точнее: ритмическое расширение, или ритмическая свобода тоники]
В середине 20 века многими поэтами делались попытки искусственного реанимирования силлабо-тоники, некоторые по инерции делают это до сих пор, но сейчас в поэзии наблюдается усиливающаяся тенденция к тонике. Происходит это на фоне общего стремления поэзии к свободе от жёстких рамок. [Нет, не искусственное реанимирование, пожалуй, а вполне естественное продолжением бытования, ведь тоника может пребывать в обеих своих разновидностях. Не мешают же они друг другу, в конце концов))]
Исходя из этого стоит проводить критику современной ритмики свободнее и лояльнее. Необходимо отвлечься вовсе от понятия «размер» и просто-напросто слушать звучание ритма и наблюдать за сбоями. Хотя некоторые критики и ныне анализируют ритмику в русле пяти классических размеров, считая ошибкой любое отступление. [Думаю, в зависимости от текста, можно говорить о тяготении к тому или иному размеру. Так удобнее анализировать. Нет, ритмический рисунок тоже необходим, но зачастую объяснение ритмических сбоев можно давать через ошибки размера. Но не каждое отступление от классического размера есть ошибка, вот что надо помнить]
Стоит заметить, что зачастую в современной ритмике могут угадываться классические размеры, изменённые тонической тенденцией, особенно трёхсложные (частые пропуски одного слабого слога, различное количество слабых слогов в началах разных строк, соседство двух сильных мест). Опять же, не стоит считать это технической ошибкой, если ритмика не сбивается. То же можно сказать и о разностопных строках в одном стихотворении. [об этом я и говорил выше]
Главный принцип при работе с современной ритмикой: индивидуальный подход к каждому отдельному стихотворению.2011
@темы:
поэзия,
практика критика