Схематическая иллюстрация моя. На случай важных переговоров.Типология строится на позиции субъекта по отношению к двум полюсам: авторскому и персонажному. А если говорить корректнее, тип лирического субъекта зависит от близости персонажа автору и степени дистанцированности субъекта от непосредственного текста
На этом основании выделяют
5 типов5 типов:
1. Повествователь. Как и положено повествователю, герой растворён в тексте, представлен лишь как средство выражения текста, сам является текстом, не дистанцирован от него. Повествование ведётся от третьего лица. Повествователь не является персонажем, но является средством авторского выражения, потому он наиболее близок автору.
А. Пушкин "Анчар".
2. Собственно автор. Термин спорный, поскольку подразумевает тождество автора и героя, что не является корректным (почему бы не назвать его наблюдателем?). Субъект уже имеет выражение в первом лице, но ещё не осознаётся как непосредственный персонаж мира текста и не рассматривает себя в этом мире. Он как бы пропускает мир сквозь себя, превращая наблюдаемый мир в пережитый мир, но в центре внимания остаётся мир, а не субъект.
Ф. И. Тютчев "Весенняя гроза"
3. Лирическое "я". Не всегда легко отделить от предыдущего типа. Главное отличие в том, что субъект вводится в мир текста и становится его полноправным персонажем, сам становится образом. При этом, разумеется, необходимо различать автора как личность реального мира и героя как образ, персонажа мира текста, хотя они могут быть сильно схожи. Этот тип субъекта находится уже далеко от автора, но оставляет связь с ним. Такой тип субъекта наравне со следующим характерен для большинства лирических произведений.
О. Э. Мандельштам "Ленинград"
4. Лирический герой. Этот тип возникает уже на ином структурном уровне, в рамках системы больше одного текста — в цикле или книге. Отдельные стихотворения являются как бы главами, точками зрения на героя, гранями его личности. Лирический герой бывает очень похож на автора, тем не менее, как раз этот тип субъекта от автора далёк. Кроме того, лирический герой не только субъект произведения, но и его объект. Он является сам для себя темой, он интересуется прежде всего собой. Однако парадокс лирического героя заключается в том, что субъект интересен себе именно как субъект, поэтому слово "объект" здесь не совсем верно.
Лирический герой присущ лирике Блока, Цветаевой, Маяковского, Есенина
5. Герой ролевой лирики. Этот герой уже оторвался от автора и является персонажем, близким к драматическому. При этом возможны некоторые тонкие отношения героя с автором, но автор уже ясно и чётко дистанцирован от текста.
Н. Некрасов "Нравственный человек", многие песни Высоцкого.
Приблизительная схема расположения типов по оси "Автор-персонаж":
[А]__п__са__ля__лг__грл__[П]
Где [А] - авторский план; [П] - персонажный план, а строчные буквы между ними соответствуют типам из списка.