Постмодерн подсмотрен
В поэтической ипостаси у лианозовской школы было два полюса. На одном — суровые и даже где-то злые барачные конкретисты Кропивницкий и Холин. Собственно, этот полюс по сути и является основным в группе: его поэтика была сформирована Кропивницким задолго до образования группы, в 30-40-е годы. стихо для примера Холин испытал явное влияние Кропивницкого, а затем и Некрасова. В обоих случаях он злее и мрачнее: барачный быт освещается с упором на околокриминальную тематику, минимализм очень угрюмый, концептуальные опыты незамысловаты и редки. И всё же есть у его поэзии своя прелесть (первая моя ассоциация — "Синематограф" Мандельштама. В другую сторону по оси времени — есть что-то летовское).примеры

На другом, чуть ли не противоположном полюсе — лирический, проникновенный минималист Некрасов. Один он. Об этом так и писал Сапгир: "Всеволод Некрасов нашел себя рано и сам. И всё сделал сам: и свою поэтику, и критику, и филологию. Недаром обучался в Педагогическом. Сам ученик и сам педагог. Так что ни в коей мере он не был учеником Евгения Кропивницкого. А ездил в Лианозово и в Долгопрудную, потому что подружился и стал всем близким человеком. Всю жизнь принципиален и держится единого стиля, как и его поэзия". Не найти у Некрасова ни бараков, ни Зинок, ни убийств и пьянок. Сатуновский назвал его "русским японцем" — этого достаточно, чтобы понять.

Между полюсами успешно лавировал сам Сатуновский. Были у него и бараки, и их обитатели. А до того — московский быт и бормотание обычной бытовой речи. И были у него крохотки, схожие с некрасовскими. Была и заумь. Было обэриутство. Этот поэт, кажется, проникался поэтикой близких людей. Читал акмеистов — и обратился к быту. Попал в Лианозово — появились бараки. Пришёл туда Некрасов — появились миниатюры. Познакомился с Кручёных — заиграла заумь. Всё это объединяет одно — подход к речи. Как о его поэтической речи писал Некрасов: "Ловится самый миг осознания, возникания речи, сама его природа; и живей, подлинней такого дикого клочка просто ничего не бывает - он сразу сам себе стих...". Это простая речь человека в момент её возникновения, только слегка обработанная для традиции (Некрасов отказался и от этого). В отличие от конкретистов, речь Сатуновского исходит изнутри.

А вот Сапгир. А Сапгир просто где-то вне полюсов летал со своей поэзией. Сапгир пришёл в Лианозово тоже в основном как друг, а не представитель конкретистской школы, пришёл из куда более близкого ему по духу кружка Черткова. Сапгир, конечно, далековат от лианозовских полюсов. Если честно, его поэзия меня не трогает ну никак.

@темы: поэзия, размышления