Постмодерн подсмотрен
Эссе Гениса тематически довольно масштабны, охватывают сразу комплекс тем и проблем и оперируют часто крупными понятиями. И менее всего мне интересно, наверное, разговаривать с копипастами текстов пятнадцати-двадцатилетней давности и полемизировать с таким крупным культурологом. Гораздо больше мне по душе находить в его эссе те фрагменты, которые вызывают непосредственно актуальный отзыв у меня. Этот отзыв может не быть связан с основной темой эссе, а фрагмент может быть лишь незначительным отступлением мысли. Но зато это мне ближе.
Далеко не со всем у Гениса я согласен, но в целом я нахожу у него много подтверждений и развитий моих собственных мыслей, поэтому мимо просто не могу пройти. Но мои рефлексии над его эссе будут по большей части располагаться в иной плоскости. А то и просто могут быть лишь понравившиеся цитаты.

1. Письма из Древней Греции.

читать дальше

2. Вид из окна

читать дальше

3. Хоровод

читать дальше

4. Лук и капуста

читать дальше

5. Глаз и буква

читать дальше

6. Вавилонская башня

Камни и деревья не знают о соседстве друг друга: пейзажем они становятся лишь в глазах человека, который, в сущности, и является если не автором, то соавтором пейзажа.

Начал было думать о том, как это перекликается с моими мыслями, и переключился на иное.
В сущности, эссе — это как одноразовый язык мышления. Любое художественное произведение есть одноразовый язык, при этом чаще всего одному означающему в нём соответствует целое поле означаемых, создаваемое в том числе непосредственно реципиентами сообщения. Но обычно художественность отождествляется с образностью — язык искусства воспринимается как язык образа, этим и объясняется многозначность каждого его "слова". Эссе высвобождает художественность из образности, перенося её как бы в область мысли. Мысль становится главным героем, или, тогда уж, главным художественным "образом" в эссе. Или, чтобы не было путаницы, лучше сказать так: одноразовый язык эссе осознанно строится из обычного языка мышления, не прикрываясь ширмой образа. Иллюстрации в эссе вполне возможны, но именно как иллюстрации, а не самоценные образы: лук и капуста хорошо иллюстрируют суть двух разных художественных мышлений, но нуждаются в чисто вербальной подпорке. Каждый эссеист как бы обладает собственным языком, относительно свободным и относительно зависимым. Это художественная ипостась публицистики. Пост в блоге — наследник эссе в мире интернета.
Так о чём я. Я говорю, переводя эту цитату на мой эссе-язык (блог-язык ли), можно сказать, что пейзаж есть поле взаимодействия камней и деревьев. Поле такого типа существует в сознании субъекта и является своеобразным кирпичом его картины мира.
Нарратив, история — это тоже поле, о чём и идёт дальше речь у Гениса. Нарратив — поле взаимодействия спорадических фактов.
Основой для создания поля оказывается выдуманная закономерность, нечто, что легитимирует поле, наделяет его смыслом. Поле — это всегда осмысление. И соответствующая цитата из эссе:

Американские психологи провели
опыт: не подозревающим подвоха людям
читали выбранные наугад цифры. Все
участники эксперимента немедленно
обнаруживали в перечне заведомо не
существовавшие в нем закономерности –
они их себе просто придумали.


То есть: 1) ряд разрозненных фактов + 2) придуманная закономерность, наделяющая этот ряд смыслом, делающая каждый следующий факт детерменированным предыдущим(и) и, в идеале, позволяющая предсказать ещё не существующие факты = 3) нарратив и поле (временная и пространственная шкалы) и = 4) осмысление (части) мира. Без которого человеку нельзя жить. Дальнейшие рассуждения Гениса об этом.

читать дальше много, очень много текстоты

@темы: ссылки, размышления, копипаста