Вот от нечего делать иногда смотрю с дочкой мультики на канале Карусель. И некоторые иногда анализирую. Мне нравятся программы, где детишкам рассказывают про суть искусства. Оказывается, современные мультики вполне себе эстетически толерантны, и не только европейские.
Про изобразительное искусствоЕвропейские — они конечно. Вчера смотрел мультик про мелкого зебрёнка по имени Zoo. Суть серии: объявлен среди школоты конкурс на некое произведение искусства, победителя запилят в местную галерею. И вот Зу хочет написать картину — но раньше него картину написала какая-то баба. Хочет сделать скульптуру — и тут его опередили. Та же херня с мозаикой. Ну, он расстроился, а дед ему советует объединить все три вида в одну инсталляцию (в мультике таких страшных слов нет, но мы-то их знаем)). Зу так делает, приносит на конкурс (а конкурс проходит в парке, это важно), быдло-одноклассники ржут над ним, жюри оценивает. Объявляют результаты: в галерею берут картину той бабы. Зато к инсталляции Зу летят бабочки и кружат вокруг неё. Здесь типа метафоры "такого-хорошего-искусства-что-аж-почти-природа", то есть, такой код, чтобы был понятен ребёнку. И председатель жюри предлагает оставить инсталляцию в парке, чтобы бабочки радовали отдыхающих. Все рады, Зу говорит, что это даже лучше галереи, людей в парке больше, мол. Имхо, норм. Кроме эстетического паритета сделали акцент на то, что есть разные референтные группы, которые представляют разные институты, и в каждой своя ценностная система. Но всё это — искусство.
Но и в весьма консервативной "Спокойной ночи, малыши" тоже вроде не окукливаются. Раз Хрюша решил воздвигнуть себе памятник, но всё что он смог сделать — вылепил из чего-то там свиной хвостик (штопором вверх). Степашка сказал, что всё это хуйня полная, а скульптор из Хрюши — говно. Но добрая тётя Оксана рассказала, что такой памятник тоже норм и даже показала сиськи фотки разных других прикольных памятников. И Хрюша был горд своим творением.Про стихиА вот тему более близкую мне — стихи — эксплуатируют гораздо реже (не, свои поэты есть в разных мультиках, в Смешариках там или Лунтике, но там они все жутко конвенциональные, а проблема альтернативы не ставится). Я заметил только один эпизод: в русском мультсериале "Озорная семейка", выросшем из полнометражки "Белка и Стрелка". Там типа детишки Белки, три щенка: умник Рекс, распиздяй Бублик и сучка (ну девчонка) Дина. Одна из серий была про то, как они сочиняли стихи. Рекс писал "серьёзно", а вот Бублик занимался весёлым словотворчеством. Рексу заказывали стихи, и он как бы олицетворял собой творческую шлюху профессионального поэта, работающего на массового читателя. А вот, если мне не изменяет память, Дине нравились авангардные выходки Бублика, и он олицетворял альтернативную парадигму с её ценностью штучного читателя. И никакой дидактики, никаких репрессий: снова паритет. Если сравнить с 4 главой первой книги про Незнайку... Эта глава (как и 3, про рисунки) вызывает у меня перманентный баттхёрт (да и многие другие выпады Носова против модернистского искусства, их достаточно в эпопее о Незнайке), и я ни за что не буду её читать своему ребёнку и вам не советую — она крайне вредна. Она вредна тем, что одобряет репрессии эстетического меньшинства (т.е., прямо говоря, эстетический фашизм): коротышки заставили Незнайку порвать модернисткие портреты и не писать "неправду" в стихах, а поэт Цветик (настоящее имя которого, если кто помнит, Пудик, т.е. Засранец), чей словарный запас виден по затруднению подобрать довольно лёгкую рифму к слову "пакля", ещё до этого а) бракует прекрасную диссонансную рифму "палка-селёдка" и заявляет свою убогую "скалку"; б) критикует Незнайку за неологизмы ("рвакля" от "рвать") и в) за заумь ("шмакля"), а заодно диктует наивным маленьким читателям, что так, как Незнайка, писать нельзя. Не, это очень вредно, это может воспитать в ребёнке тупую ограниченность завсегдатая Стихиру или ВК-говнопоэтопабликов.
@темы:
арт,
размышления,
мульты
2. (настоящее имя которого, если кто помнит, Пудик, т.е. Засранец) - эээ?.. что за настоящее имя, и почему пудик=засранец??
2. В главе 4 первой книги, когда Цветик появляется, говорится, что Цветик — это благозвучный псевдоним, а настоящее его имя — Пудик. Это от старого народного глагола "пудить" — срать в применении к младенцу (как сейчас "какать"). Напудил в штаны, говорили про ребёнка. Щас непопулярен, только у дедушек-бабушек можно услышать.
Мошт "прудить" а не пудить
Погугли, чо. Прудить в смысле ссать я тоже от бабушек слышала, а вот про пудить в смысле срать - никогда.
С добрым утром! – ля, ля.
Кто напудил? – я, я.
Кто написял? – я, я.
Хочешь сисю? – ля, ля.
1967 г.