понедельник, 21 ноября 2016
В ЖЗ выложили номер "Октября", посвящённый детской литературе, в нескольких статьях-эссе на тему востребованности таковой в нынешнее время пару раз упоминалась эта книга, кроме того, о ней я и раньше где-то читал и вроде хотел почитать.
Теперь прочитал. Ну, особых глубин в романе нет, а так это вполне добротно написанное нечто на пересечении хоррора (даже боди-хоррора), фэнтази и young adult (если считать старших подростков нижней возрастной границей читателей этого жанра), получившее даже крапивинскую премию.
возможны спойлерыПисьмо вроде прикидывается речью обычного пацана, и неплохо прикидывается, кстати, но в особо эмоционально насыщенных и травматичных ситуациях в пацане просыпается поэт и начинает передавать эмоции и события потоком ассоциативных образных вспышек. При этом нет никакого тумблера, щелчка, речь как шла якобы-живо (то есть вроде живая речь, на первый взгляд, но если пристально приглядеться, можно увидеть нужные ниточки и шарниры, можно увидеть, что это так искусно сделано, потому, кстати, переход между уровнями бесшовный), так и идёт, просто переходит в иное измерение что ли. Странно было видеть татарские слова на латинице, я хз, возможно, такая традиция есть, но я видел только кириллический татарский. То ли это такая претензия на особенность, то ли типа курсива, обращающего внимание на ключевые слова, то ли сразу отсылка к пра-языку, который возникает в середине книги. Но татарская мифология, выбранная в качестве субстрата для создания вселенной — это удачно, она довольно крипотна и не приелась, в отличие от. Само слово Убыр жуткое, например, звонкие и твёрдые согласные звучат жёстче (чем упырь, я имею в виду).
То, что начинается как явный ужастик, крипипаста о подмене родителей, постепенно обретает черты волшебной сказки со всеми пропповскими артефактами, а потом и вовсе оказывается фэнтезнёй: Баба-Яга становится тысячелетним Учителем, пацан — Избранным, "убыродавом" (охлол), ну там инициация, пробная схватка, ложное поражение и главная схватка. Всё на месте. Временами это читать интересно, захватывает, временами скучно. Те же самые схватки описаны довольно детально и растянуто, что, увы, не играет на руку динамике, к тому же детальные описания происходящего то и дело перебиваются поэтическими описаниями чувств и эмоций. Однако одна из ключевых схваток, в электричке, всё же поражает масштабом мясорубки, хоть и разворачивается чересчур медленно. И, кстати, эта сцена настолько выматывает, что вполне могла бы быть заключительной. На её фоне финальная схватка выглядит блёкло: то ли там зомбяк и несколько человек мяса, то ли там аморфная НЁХ и кот (кот!).
Имхо, автор прогадал с дистанцией. Книга больше, чем хватило бы. После бойни в электричке чтение стало более вялым. Приключения духа закопанного Наиля скучны, спасение Дили из болота невнятно описано, бой с убыром не цепляет. Сериальная структура глав, когда каждая заканчивается на каком-то остром моменте, а следующая начинается отложенно, обычно с каких-то очередных глюков или размышлений главного героя, так вот, такая композиция постепенно надоедает, короче, водички много в книге.
Зато написано честно. Вот герой — школотрон-восьмиклассник, при этом он не прилизанная картинка, которая не подозревает о всяких запретных радостях взрослой жизни, нет, он знает (хотя бы теоретически, сам-то Наиль листва, и это важно), он отпускает всякие шуточки, знаком с законами коммуникации с гопотой, при этом вроде как он не совсем быдло и довольно примерный сынок. Это такой честный, но несколько пропедевтический образ, не плакат и не карикатура. Своему ребёнку я бы вполне мог посоветовать прочитать эту книгу, единственно что, у меня дочь, а у рассказчика чёткий male gaze в хорошем смысле (но если ей будет в этом возрасте интересна такая оптика, то чоб нет).
@темы:
книги,
проза