Премию Различие дали Лиде Юсуповой за книгу «Dead Dad»
«Жюри премии особенно отметило новаторский и бескомпромиссный язык разговора о насилии, который отличает сборник поэтессы, живущей в Белизе», говорится в пресс-релизе.
Справедливый выбор. Стихи Юсуповой бывают очень страшными и очень действенными. Прямыми, жёсткими, с привлечением всяческих посторонних текстов типа обвинительных приговоров или показаний. Юсупову жутко читать. Если хотите увидеть этот бескомпромиссный язык, то посмотрите, например,
вот этот выпуск журнала "Каракёй и Кадикёй", Юсупова там на 7-12 страницах. А тут я запощу немного помягче, но всё равно тяжёлый
Матеюкмы пришли с подругой Юлей в квартиру Саида на Васильевском острове
по бесконечному коридору ездил мальчик на велосипеде
он посмотрел на меня злыми глазами
квартира называлась резервный фонд
Саид занимался преступной деятельностью шил джинсы
он сказал что мы можем переночевать у него
в его комнате была только одна кровать
он сказал что мы можем просто спать с ним рядом как сёстры он нас
не тронет
и мы остались ночевать у него спали в одной кровати под одеялом и он нас
не тронул
утром пили кофе и ели пончики Саид купил и принёс
потом пришёл его друг
я забыла его имя
а фамилия у него была Матеюк
нет
мы встретили его у метро Василеостровская
мы стояли и курили а он сидел на скамеечке
было солнечно
я помню свет на его страшной морде
потом мы ехали в каком-то автобусе
и когда Матеюк повернулся в профиль
широкие улицы новостроек ползут в грязных окнах
я увидела эту линию
позже я увижу её из окна самолёта подлетающего к Белиз-сити
гряда невысоких гор на горизонте
покатого лба и надбровных дуг и приплюснутого носа
под которыми верили майя и расположена страна мёртвых
и он всё время говорит говорит но я не помню о чём
и вообще он говорит только с Юлей
а я смотрю и не слушаю
да
это он привёл нас к Саиду
метро уже было закрыто
и это он сказал
Саид вас не тронет вы можете спокойно спать с ним в одной кровати как
сёстры
и потом была ночь
и было утро с пончиками и кофе
и мы снова втроём весь день гуляли по городу
в восемь вечера когда Юля сказала что ей пора домой
я не поехала с ней на трамвае к метро
потому что
напротив Кинематографа он поцеловал меня в темя
было раннее утро люди стояли на остановке ждали трамвая
лицо одной женщины на фотографии памяти
женщина морщится смотрит вдаль и я для неё не существую
на этой фотографии она случайно
он меня только что изнасиловал
утро утро свежесть
потому что я верю в дружбу
потому что я не бросаю друга в беде
потому что когда он сказал вечером
что должен был быть дома в восемь
и это его последнее нарушение
участковый придёт и проверит
но уже поздно он не успеет
ему ехать далеко на метро
он загулялся с нами
ему с нами было интересно
теперь его отправят в тюрьму
я почувствовала вину и ответственность
это была его последняя ночь свободы
в 11 вечера мы пришли к его бабушке
за старинной дверью находилась огромная коммунальная квартира
там была тропинка сквозь джунгли хлама и вешалок
у двери в комнату его бабушки
я бы почувствовала сладкий запах старости
я тогда ещё умела его определять
по которой мы могли бы пробраться на кухню
где причаленные столы спят мёртвым сном белой ночи
Матеюк нажал на чёрную кнопку четыре раза и ещё раз четыре раза
кто-то наверное подошёл к двери посмотрел в глазок Матеюк говорил
это я я называл имя которое я забыла но дверь не открыли
я сказала пойдём гулять до утра
он сказал у меня тут есть одна знакомая малолетка можно пойти к ней
так мы оказались в квартире на первом этаже хрущёвки
на окне не было решётки я могла убежать когда Матеюк сказал раздевайся
он оставил меня одну и ушёл в туалет я могла убежать
на окне не было решётки но я побоялась выпрыгивать в окно
когда мы пришли малолетки не оказалось дома
дверь открыл её отец опухший алкоголик с фигурой мальчика
ничего не говоря он забрался обратно в кровать и уснул
он стонал во сне и всё время ворочался и всё время громко пердел
его кровать была застелена снежно чистым бельём
а на стене над кроватью висел багровый ковёр
если бы малолетка была дома Матеюк бы меня не изнасиловал
мне не повезло
и когда он вернулся он молча лёг на меня и у нас был секс я не
сопротивлялась я только сказала это неправильно я повторяла
это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно это неправильно
+1, с точки зрения поэтики могут рассматривать небольшая группа литературоведов, а потребители вроде меня поделятся, имхо, на две группы - отвращение/страх/гнев и извращённое садистское наслаждение
Это не рассматривается ни как стихи, ни как литературное произведение вообще. Так что если там есть какая-то поэтика, то только "небольшая группа литературоведов"(тм) может ее углядеть)
А жертва никогда не отделывается синяками. Поэтому автор большое дело делает, расписывая.
Visioner, кто-то только через такую эстетизацию и может ощутить это насилие практически на себе
ну это тема для большого диалога об искусстве как о форме общественного сознания! собственно, я не отрицаю, что искусство может вызывать интерес к какой-то проблеме и давать пищу для ума, просто именно касательно сферы телесности (особенно для женщин) у меня возникают сомнения. акцентируется опять же насилие над телом, отдельными органами, а не над человеком вообще. "ниже" и "проще" такого текста только перфоманс с участием реальных тел. и вот кстати в кинематографе сцен насилия полно (в каком-то фильме Монику Белуччи вообще 7 минут штоле "насиловали"), и эстетизация присутствует, но эффект нулевой - никакие кампании эти фильмы не сопровождали, насколько мне известно, и всё это подавалось как арт-хаусное порно
поэтому, кстати, важна прямая речь! вспомнила сразу череду крутых и печальных видео про кражу невест в Киргизии, оформленных в виде мультиков.
но главный вопрос - поймут ли травмированный язык нетравмированные люди? или у них защитная реакция включится?
Ну этот вопрос и надо разрешить экспериментально, но сам язык надо сначала выработать и пустить в обиход. Но это сложно и это уже не столько задача поэзии в наше время. Так что да, можно ставить в упрёк Юсуповой то, что она всего лишь работает с поэтическим словом, но тут уж кто что умеет и как
Это напомнило мне мою реакцию на некоторые фильмы. "Иди и смотри", например, Элема Климова. Умом понимаешь, что фильм сильный и хороший, но второй раз так и не хочется смотреть: слишком тяжелый. Но Юсупову я даже поперечитывала, а сегодня ловила себя на том, что у меня в уме все время строчки перебираются из ее стихотворения "Маша Сигова молчит".
И вот под эту марку повспоминала всякие передачи про то, как людей покалечили собаки и про домашнее насилие. И подумала: а многие живут только в таком мире и другого не видели.
Ритмика ее текстов как-то въедается в тебя. Видела мнение, что у нее конъюнктурная тематика и некая нарочитая демонстративность, но не согласна.