Постмодерн подсмотрен
Кичевое сознание тяготеет к универсализации различных явлений на какой-нибудь — обычно совершенно левой — основе. Как пример мне в первую очередь приходят в голову два культорологических несоответсвия в массовом сознании. Они, конечно, не для всех характерны, но особенно характерны для продуктов, предназначенных массам — вещей, наиболее подверженных штампам.

1.
Представление культуры Атлантиды как древнегреческой, а атлантов — как греков. Такая ассимиляция объясняется тем, что об Атлантиде писал грек Платон. А поскольку культуры атлантов мы не видели, то представляем её похожей на эллинскую, тем более что эта культура является стереотипом античной культуры в принципе. И никого не волнует, что Атлантида существовала якобы за 9000 лет до Платона и развивалась самобытно

2. В различных произведениях синтетических видов искусств (компьютерные игры, кино, мультфильмы) с древнеегипетской тематикой обычно звучит арабская музыка. Причины, собственно, те же: мы не имеем представления о древнеегипетской музыке, потому автоматически используем музыку народа, который обитает на территории Египта ныне. Что, конечно, неправомерно.



@музыка: любая "древнеегипетская"

@темы: размышления, стереотипы

Комментарии
25.01.2012 в 15:37

Интересно, наверняка, можно подобрать еще примеры :hmm:
25.01.2012 в 22:46

Постмодерн подсмотрен
Да, если исследовать проблему) Часто смешивают Средневековье и ранний Ренессанс. Я уж не говорю о каком-то различении культур буддийских стран и Индии. Разве что Япония благодаря анимэ сейчас чётко различается массами молодого поколения. Каббала в массовом сознании стала синонимом сатанизма, это уж совсем бред :facepalm:
26.01.2012 в 00:07

Ой, планка повысилась... :)
По-моему, это уже не совсем о штампах массового сознания... Тут скорее не всем интересная теория.
Мне, например, симпатична концепция долгого Средневековья - Средневековье - ранний Ренесанс - дело тонкое...
Ну да, юго-восточная Азия и Индия - это какой-то единый образ, но культуру Китая и Японии от индийской отличают, хотя и ассоциируют их в определенной степени с будизмом...
Я вот как-то упустила такие яркие оценки каббалы, наверное это в первую очередь "зрительного ряда" касается, атрибутики... Как то же аниме типа "Индекса волшебства" создает штампы - все в куче - католичество, рунная магия и прочее, что красиво звучит и загадочно выглядит... у меня Каббала ассоциируется в первую очередь с Мадонной :)
Я то про попроще - рыцари короля Артура в турнирых доспехах 15-16вв в готических залах или представления о русской женщине 19-н20вв - матрешка - кустодиевская красавица, хотя большинство одежды того времени в музеях на современные манекены 42 размера натянуть не могут
:) Ой, что-то я разболталась, прошу прощенья, просто самой интересно стало...
26.01.2012 в 00:23

Постмодерн подсмотрен
Нет-нет, дискуссии - это хорошо, я за активную жизнь в комментариях был всегда =)

А, собственно, какая атрибутика у Каббалы? Только Библия и древнееврейский алфавит перед глазами) Кстати, именно с этими образами ассоциируется у меня это вероучение, а не с Мадонной:) скорее уж тогда с Майринком, картами Таро и нумерологией:) Нет, просто откуда-то непонятное взялось, видимо из-за странного и ассоциативного для русского уха звучания, будто бы каббалисты поклоняются Дьяволу, в то время как Каббала строится на иудаизме и Торе. Кстати! Я не интересовался, но вероятно и то, что этот штамп идёт с начала 20-го века - со времён еврейских погромов и высокого уровня антисемитизма в обществе.

Да, и эти примеры тоже показательны!:)
26.01.2012 в 10:17

Да, сходу могу назвать только Древо Сефирот... Пентакли
Ну вот еще штамп - может персонально мой... Каббалой "интересовалась" только в рамках курса религиоведения, и в голове - Прага, Голем, алхимики, алхимические символы - вот и "атрибутика"
26.01.2012 в 10:29

Постмодерн подсмотрен
Ну да, Прага, Голем - всё восходит к Майринку) Верно, и Адам Кадмон, и сефироты - всё присутствует, но дьявол-то тут ни при чём) Не помню, чтобы в Каббале были пентакли, но я и не сильно ей интересовался, если честно, так что вполне возможно, а в дальнейшем трансформация атрибутики -> пентакль = символ Сатаны и вуаля:)