Сегодня несколько повезло: попался афоризм на тему, о которой я думал часто и до этого.
Поэтому написано было довольно быстро.
Антуан де РИВАРОЛЬ
«Сила таланта — в умении придать идее форму»
Уж не знаю, кто путает: Ривароль или переводчик, но речь идёт не столько о таланте, сколько о мастерстве. Работа с формой, работа выражения — это ремесло, мастерство. Этой работе при желании можно научить и научиться. Однако без таланта научившийся будет лишь ремесленником, рядовым искусства. А что такое талант?
читать дальше Прежде всего это и есть та идея, которой нужно придать форму. Талант, как мне кажется, это обладание художественным вИдением. Это способность увидеть мир по-своему, переназвать, очистить. Мне удобнее будет в этом смысле говорить о своей родной стихии — литературе, конкретно — поэзии. Из Башлачёва: «Поэт умывает слова, возводя их в приметы». Вот это умение умыть слово, возвести в ранг приметы, зависит как от таланта, так и от мастерства. В данном случае талант — способность выискать для себя примету в обыкновенной детали мира. А мастерство помогает выразить эту примету, сделать доступной для других. Одно без другого ущербно. Талант без мастерства не способен выразить себя. А мастерство без таланта не даёт художественно ценных плодов, оно пустоцветно.
А ещё, видимо, к области таланта следует отнести кое-какие природные задатки, подходящие тому или иному виду искусства. Например, не каждый человек хорошо чувствует цвет. Я вот к таким отношусь. Живопись для меня — сложное дело. И если постараться, то рисовать (графика) нормально я могу научиться, только надо руку набить, а вот писать в цвете будет проблемой, потому что у меня нет чувства цвета, я не особо различаю оттенки и не могу даже предположить, как цвета в какой-нибудь картине переходят друг в друга. Да что там говорить, я даже форму не могу толком уловить. Кто-то просто не способен пластически на танец. Кто-то не способен подражать и переживать чужую жизнь. И это и есть тоже наличие или отсутствие таланта. Хотя это, бесспорно, задатки для дальнейшего развития мастерства.
Иначе говоря, отличие мастерства от таланта в том, что талант неотделим от формирующейся личности, он ей имманентен, талант — это природные задатки + индивидуальное сформированное мировидение и мирочувствование. А мастерство — это комплекс средств для выражения идеи. Оперировать этими средствами может каждый, но лишь талантливый способен из этого комплекса сделать по-настоящему новое, художественно ценное. Потому что талант (вопреки высказыванию Ривароля) — это само наличие идеи.
@темы:
афоризм,
размышления,
практика критика
Но, все же, без таланта/склонности, мастерством овладеть очень сложно... и возможно, это будет совсем не тот уровень мастерства, который будет как-то востребован...
Ну и, если покопаться - а в чем талант, какова мера? Вот есть талант генерировать идеи - их может быть много и замечательные, но человек не может ни на одной сосредоточится или не обладает уровнем мастерства, а есть человек который обладает мастерством и, например, талантом живописца - "чувствует" цвет, но - что рисовать? Это не простой вопрос... И вот вокруг куча пейзажей с белыми церквушками на холмах под облачным небом - талантливо, здорово написано, но... по-настоящему новым и не пахнет...
А вообще-то, последнее время, я важным мерилом таланта считаю потребность... не может человек, если он в чем-то действительно талантлив, либо делать, либо не делать - он Должен Делать, Делать, Делать - я не о графомании, а о поиске... Хотя, опять вопрос о мере таланта... кому-то достаточно написать один шедевр и остатьтя "В веках", а кто то умирает в безвестности, написав множество хороших картин...
Что-то я заболталась... ну, пусть останется....
Абсолютно согласен. О том и написал: не будет художественной ценности.
Ну и, если покопаться - а в чем талант, какова мера?
Как я для себя решил, талант — это художественное мироощущение, потому и написал, что он имманентен сформированному характеру, личности. Талант развивается вместе с личностью, человек чувствует мир по-художественному. Воспринимает особо. Затем мастерство помогает ему рассказать о том, как он мир воспринимает. Поэтому, мне кажется, И вот вокруг куча пейзажей с белыми церквушками на холмах под облачным небом - талантливо, здорово написано, но... по-настоящему новым и не пахнет... — это значит, что написано скорее мастерски, а не талантливо)
он Должен Делать, Делать, Делать - я не о графомании, а о поиске...
действие по "поиску" и, соответственно, "развитию" может длиться медленно и долго) Порой может показаться, что человек ничего не делает. Кризис — одна из мучительнейших форм этого "поиска-бездействия".