Постмодерн подсмотрен
Хотел об этом написать что-то, вот и повод появился) так что репост-репост)
Пишет Visioner:
Пишет Visioner:
21.02.2013 в 01:30
Мой идеал критики - конструктивная и объективная.
1). Конструктивная - без лишней жестокости и мягкости: освещены удачные моменты, освещены ошибки, причём ошибки важнее, чтобы автор работал, а из удачных только самые удачные, чтобы автор их сохранил и, возможно, даже сделал лучше. По желанию можно и посоветовать чего для исправления, но ненавязчиво и не особо касаясь смысловой сферы, больше по технике, хотя, конечно, оба компонента взаимосвязаны, но там уже для каждого случая своё.
2). Объективность в интерпретации - понятие скользкое, скорее мы имеем дело с эрзац-объективностью. Она состоит не столько во внесубъектной, сколько в межсубъектной оценке. Грамотный критик рассматривает произведение не только со своей эстетической колокольни - он как бы спрягает произведение по парадигме эстетических точек зрения, пытается взглянуть на него другими глазами. После такого анализа с различных позиций критик делает вывод о ценности текста (вся эта аналитическая работа может проходить скрыто, критик не обязан рассказывать автору о каждом своём шаге). Примерно так я представляю себе объективность в литературоведении.
И да, не должно существовать общих каких-то лекал анализа: к каждому произведению необходим индивидуальный подход, интерпретация - это всегда сотворчество, творческий акт. У каждого текста свой ключ к пониманию, в сферу смыслов, он лежит на каком-то из уровней текста, не обязательно в хронотопе, как писал Бахтин, но там пошарить тоже можно =) и всякий раз всю методологию и инструментарий для анализа критик берёт непосредственно в тексте. Есть, конечно, общие принципы, но они могут не работать или исказиться в конкретном тексте. Так что работа критика - это тоже, собственно, езда в незнаемое))
Ну, и напоследок скажу, что хороший критик в большинстве текстов находит ключ с первого прочтения
URL комментария1). Конструктивная - без лишней жестокости и мягкости: освещены удачные моменты, освещены ошибки, причём ошибки важнее, чтобы автор работал, а из удачных только самые удачные, чтобы автор их сохранил и, возможно, даже сделал лучше. По желанию можно и посоветовать чего для исправления, но ненавязчиво и не особо касаясь смысловой сферы, больше по технике, хотя, конечно, оба компонента взаимосвязаны, но там уже для каждого случая своё.
2). Объективность в интерпретации - понятие скользкое, скорее мы имеем дело с эрзац-объективностью. Она состоит не столько во внесубъектной, сколько в межсубъектной оценке. Грамотный критик рассматривает произведение не только со своей эстетической колокольни - он как бы спрягает произведение по парадигме эстетических точек зрения, пытается взглянуть на него другими глазами. После такого анализа с различных позиций критик делает вывод о ценности текста (вся эта аналитическая работа может проходить скрыто, критик не обязан рассказывать автору о каждом своём шаге). Примерно так я представляю себе объективность в литературоведении.
И да, не должно существовать общих каких-то лекал анализа: к каждому произведению необходим индивидуальный подход, интерпретация - это всегда сотворчество, творческий акт. У каждого текста свой ключ к пониманию, в сферу смыслов, он лежит на каком-то из уровней текста, не обязательно в хронотопе, как писал Бахтин, но там пошарить тоже можно =) и всякий раз всю методологию и инструментарий для анализа критик берёт непосредственно в тексте. Есть, конечно, общие принципы, но они могут не работать или исказиться в конкретном тексте. Так что работа критика - это тоже, собственно, езда в незнаемое))
Ну, и напоследок скажу, что хороший критик в большинстве текстов находит ключ с первого прочтения

Но да, пункт 2 - это важнейший пункт.
впрочем, я всё такое люблю
ну как бы.. нет смысла критиковать то, что тебе до лампочки) объективность, разные взгляды.. зачем? если стоит всего-то либо понять (остальной разбор по костям уже как приложение), либо хуями обложить
Так а что это даёт?
Это можно и без эмоциональной вовлечённости подсказать. Главное знаниями обладать в нужной области.
На этом достаточно. Кажется, Вы не понимаете, что значит "конструктивная критика". Лучше бы обратили внимание на слова "интерпретация - это всегда сотворчество, творческий акт.". Как бы и понимается эмоциональный контакт. Но для адекватного контакта критику порой необходимо отойти от собственных эстетических воззрений и взглянуть на произведение с других позиций, иначе контакта не будет. А конструктивная - это не подчёркивание - это понимание произведения таким, каким оно было задумано, проглядывание сквозь то, что в итоге вышло, сравнение этих позиций (задуманное-получившееся) и объяснение того, как исправить несостыковки. Без эмоционального, эстетического контакта не будет конструктивной критики. Так что не вижу противопоставления.
Но я риальне не понимаю.
то есть они даже не под пунктом, даже не под первым, а я на них внимание обращай, да?
ну коли нет у нас разногласий, долой оба пункта, а последний абзац оставим как первый и единственный?
Федя Сумкин, я и не претендую, честное слово)