Постмодерн подсмотрен
Хотел об этом написать что-то, вот и повод появился) так что репост-репост)

Пишет  Visioner:
21.02.2013 в 01:30


Мой идеал критики - конструктивная и объективная.

1). Конструктивная - без лишней жестокости и мягкости: освещены удачные моменты, освещены ошибки, причём ошибки важнее, чтобы автор работал, а из удачных только самые удачные, чтобы автор их сохранил и, возможно, даже сделал лучше. По желанию можно и посоветовать чего для исправления, но ненавязчиво и не особо касаясь смысловой сферы, больше по технике, хотя, конечно, оба компонента взаимосвязаны, но там уже для каждого случая своё.

2). Объективность в интерпретации - понятие скользкое, скорее мы имеем дело с эрзац-объективностью. Она состоит не столько во внесубъектной, сколько в межсубъектной оценке. Грамотный критик рассматривает произведение не только со своей эстетической колокольни - он как бы спрягает произведение по парадигме эстетических точек зрения, пытается взглянуть на него другими глазами. После такого анализа с различных позиций критик делает вывод о ценности текста (вся эта аналитическая работа может проходить скрыто, критик не обязан рассказывать автору о каждом своём шаге). Примерно так я представляю себе объективность в литературоведении.

И да, не должно существовать общих каких-то лекал анализа: к каждому произведению необходим индивидуальный подход, интерпретация - это всегда сотворчество, творческий акт. У каждого текста свой ключ к пониманию, в сферу смыслов, он лежит на каком-то из уровней текста, не обязательно в хронотопе, как писал Бахтин, но там пошарить тоже можно =) и всякий раз всю методологию и инструментарий для анализа критик берёт непосредственно в тексте. Есть, конечно, общие принципы, но они могут не работать или исказиться в конкретном тексте. Так что работа критика - это тоже, собственно, езда в незнаемое))

Ну, и напоследок скажу, что хороший критик в большинстве текстов находит ключ с первого прочтения :)

URL комментария

@темы: размышления, практика критика, литвед

Комментарии
21.02.2013 в 01:24

Мне кажется, критик (по профессии, не просто из интернета какой-то левый чувак) не может не соблюдать пункт 2. Если не соблюдает, то он некомпетентен. И пока все критики, которых я встречала, оказывались в этом плане компетентными.
21.02.2013 в 01:30

Постмодерн подсмотрен
Эпилептическое Слабоумие, я прежде всего обращался к сетевым критикам. Среди них тоже есть компетентные. Не профессиональные (то есть, они не работают критиками), а компетентные (то есть, они бы могли работать критиками).
Но да, пункт 2 - это важнейший пункт.
21.02.2013 в 18:53

Ночь. Луна. Точу карандаши.
а мой идеал - душевная и с юмором :D
впрочем, я всё такое люблю :gigi:
ну как бы.. нет смысла критиковать то, что тебе до лампочки) объективность, разные взгляды.. зачем? если стоит всего-то либо понять (остальной разбор по костям уже как приложение), либо хуями обложить :lol:
21.02.2013 в 19:09

Постмодерн подсмотрен
Piano-for-Itachi, какая странная позиция. Как это "зачем критиковать?". Для развития автора.
21.02.2013 в 20:57

Ночь. Луна. Точу карандаши.
Visioner, так я ж и говорю) работа над ошибками - это хорошо, но второстепенно)
21.02.2013 в 21:02

Постмодерн подсмотрен
Piano-for-Itachi, а что же первостепенно?)
21.02.2013 в 21:06

Ночь. Луна. Точу карандаши.
Visioner, контакт)
21.02.2013 в 21:23

Постмодерн подсмотрен
Piano-for-Itachi, подробнее можно?)
21.02.2013 в 21:47

Ночь. Луна. Точу карандаши.
Visioner, ну это когда критик въехал)) не только логически, но и эмоционально, лично) конструктивная, на разные взгляды и т. д. критика - это как ворд слова подчёркивает) толк от неё конечно есть, но.. сами понимаете)
21.02.2013 в 21:59

Мать Тереза совершает смертный грех в чистилище(с)
не только логически, но и эмоционально, личноPiano-for-Itachi,

Так а что это даёт?
21.02.2013 в 22:02

Ночь. Луна. Точу карандаши.
Федя Сумкин, вот в этом случае, как мне кажется, критик уже может помочь автору с развитием)
21.02.2013 в 22:03

Мать Тереза совершает смертный грех в чистилище(с)
Piano-for-Itachi, я просто не могу въехать в механизм. Как эмоциональная вовлечённость помогает?
21.02.2013 в 22:14

Ночь. Луна. Точу карандаши.
Федя Сумкин, ну.. как тайный советник своему правителю)) наверное.. ну блин.. это же просто)) главное в творчестве - это концепция (живая субстанция, меж прочим). как её лучше подать? в этом не поможет тот, кто равнодушно разбирает твои ошибки)
21.02.2013 в 22:17

Мать Тереза совершает смертный грех в чистилище(с)
Piano-for-Itachi, подача формируется из совокупности приёмов, тащем-то. Начиная от грамотности, заканчивая композицией.

Это можно и без эмоциональной вовлечённости подсказать. Главное знаниями обладать в нужной области.
21.02.2013 в 22:20

Постмодерн подсмотрен
конструктивная, на разные взгляды и т. д. критика - это как ворд слова подчёркивает) толк от неё конечно есть, но.. сами понимаете)

На этом достаточно. Кажется, Вы не понимаете, что значит "конструктивная критика". Лучше бы обратили внимание на слова "интерпретация - это всегда сотворчество, творческий акт.". Как бы и понимается эмоциональный контакт. Но для адекватного контакта критику порой необходимо отойти от собственных эстетических воззрений и взглянуть на произведение с других позиций, иначе контакта не будет. А конструктивная - это не подчёркивание - это понимание произведения таким, каким оно было задумано, проглядывание сквозь то, что в итоге вышло, сравнение этих позиций (задуманное-получившееся) и объяснение того, как исправить несостыковки. Без эмоционального, эстетического контакта не будет конструктивной критики. Так что не вижу противопоставления.
21.02.2013 в 22:29

Ночь. Луна. Точу карандаши.
Федя Сумкин, секс без любви? ну не знааааю.. :lol:
21.02.2013 в 22:33

Мать Тереза совершает смертный грех в чистилище(с)
Piano-for-Itachi, аналогии - приём риторический, аргументами аналогии не являются :)

Но я риальне не понимаю.
21.02.2013 в 23:12

Ночь. Луна. Точу карандаши.
Visioner, Лучше бы обратили внимание на слова
то есть они даже не под пунктом, даже не под первым, а я на них внимание обращай, да? :gigi:
ну коли нет у нас разногласий, долой оба пункта, а последний абзац оставим как первый и единственный? :lol:

Федя Сумкин, я и не претендую, честное слово)
21.02.2013 в 23:40

Постмодерн подсмотрен
Piano-for-Itachi, нет, тут всё нужное)