Постмодерн подсмотрен
Семантика графических приёмов. Пример N°3: иконическое выражение действия и состояния.

Андрей Чайкин

Деревянный суицид

Просыпаюсь в ужасе –
Я сделан из березы!
/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\
«Мальвина, я расчленю Пьеро.
И оставлю тебе только (ро],
А себе, конечно же, [Пьер)».
/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\
«Ах, зачем мне “ро” без “Пьер” –
Это к якобинцам!
Отдай хотя бы уши!»
/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\/\
И вы, должно быть, догадались,
Что я ответил ей:
«Мне не нужен “Пьер” без ухов!
Мне нужна температура
300-400 градусов Цельсия»
___________________________________

В данном случае речь идёт не совсем о семантике: графический приём здесь не имеет адекватного вербального смысла, его смысл процессуален (в какой-то степени даже и аудиален, как это ни странно, но здесь звук неразрывно связан с процессом). Приём хоть и небольшой, но очень важный для стихотворения. Однако поскольку он небольшой, то и говорить о нём много не надо. Тем более, всем и так очевидно, зачем он.

Да, я про череду слешей (/\/\/\...), разделяющую отрывки текста. Она явственно изображает не только полотно пилы, но и процесс пиления — возвратно-поступательные движения, и даже чуть ли не звук пилы. Это очень сильная визуальная находка, единственное адекватное озвучивание которой, в случае, скажем, чтения стихотворения вслух — непосредственное пиление во время чтения (или между чтением). Практически здесь в графике парой символов было передано действие как оно есть — не описано, а именно выражено, иконически.

Менее заметен другой приём, так или иначе тоже связанный с иконическим выражением: разные скобки, в которых заключены части Пьеро: (ро] и [Пьер). Такое использование скобок, с одной стороны, указывает на разъятую цельность: текст в скобках одного типа проникает (проникал, должен проникать) в текст в других скобках, перед нами как бы куски когда-то цельного и живого (для того же, видимо, и общая для обоих фрагментов буква р). Здесь основой служат роли и типы скобок. С другой стороны, обрывки слова в скобках напоминают распиленные поленья. Я даже представляю себе выступление поэта, где он в нужных местах пилит, а потом показывает зрителю-слушателю части полена: (ро] и [Пьер). Дальнейшее выступление можно срежиссировать в том же духе. Так вот, словесная иконичность здесь вновь проявляется как выразительное вневербальное (паравербальное, если точнее, в обход смысла) средство.

@темы: поэзия, практика критика, поэтическая графика, литвед

Комментарии
05.04.2014 в 14:15

Почаще держать рот закрытым - лучший способ сберечь зубы...)
Любопытная находка.
05.04.2014 в 15:22

1. Уррааа, я тоже так оценила смысл зубьев.
2. круглые и квадратные скобки - это из алгебры же. Отрезок [4;5) - значит, от четырех включительно и до пяти не включая. А твои сентенции по этому поводу я не очень поняла. Может, он о том же. ><
05.04.2014 в 15:28

Постмодерн подсмотрен
Иуда _Искариот, ага)

Position_avtor, ты ж блин, точно) он же математик)) но моя версия тож ничё))