Постмодерн подсмотрен
В мультфильмах для меня часто визуальный элемент оказывается не то чтобы важнее, но как бы увлекательнее повествовательного. Точнее, как в поэзии, внезапно увлекает не "повествование-за-языком", т.е. выдуманный мир и история, сюжет, хронотоп и прочее, а "повествование-о-языке" — само изменение языка, материала, его история. Только в поэзии это поверхность речи (акустическая, визуальная, композиционно-графическая), а в мультипликации — поверхность изображения, анимированная визуальность. Причём с кино редко так бывает, там чаще завлекает именно значение, глубина языка, сюжет, мир, герои и, в конце концов, интерпретации. Визуальность мультфильма увлекательнее, потому что она более гибкая и заметная, даже если это флеш-анимация или покадровая анимация в пластилиновых и кукольных мультах (или оживление вещей у Бардина). Там увлекателен процесс изменения вещей. А вот 3-D уже не обладают такой увлекательностью, и моё отношение к 3-D схоже с отношением к кино. Причём, это лишь в качественных 3-D, как у Пиксар или ДримВоркс. Всякое же говнотридэ кроме отвращения ничего не вызывает. Вот почему мне ненавистны переходы рисованных мультов в 3-Д: вся очаровательность визуальности испаряется. В какую хуйню превратили рисунок "Пчёлки Майи", абсолютно похерили всю милоту Смешариков, изначально весьма недурно рисованные мульты Монстр Хай превратили в убогое говно с самым примитивным 3-Д (подозреваю, что это для пущего сходства с куклами), даже про паровозика Томаса интересней смотреть было, когда там всё было кукольным.. Хотя тоже бывают исключения.

Вот, например, есть серия таких детских агиток про ОБЖ "Аркадий Паровозов". Там вроде бы убогое 3Д с лихвой компенсируется особым подходом к выстраиванию изображения и анимации: имитируется съёмочная площадка и всякие механизмы анимации, и за вот этими механизмами интересно следить: как падение с высокого этажа показывают путём подвешивания изображения пацана на ниточке и прокручивания на заднем фоне ленты с нарисованным домом; как полёт изображается с акцентом всех ниточек, за которое подвешено изображение, и механизма, крутящего это изображение вокруг себя; да даже классно смотреть, как кипяток, плеснувший из кастрюли, изображается раскручивающимися полосками полиэтилена.

И уже неважно, насколько незамысловат сюжет, неинтересны все эти сентенции Паровозова — всё поглотила визуальность.

Но особенно интересны мульты, где история-о-языке берётся вообще за основу, формирует сюжет мультфильма, он на визуальности и держится весь. Это и мультики Бардина, и Ивана Максимова, и студии Пилот, и, например, такой офигенный мульт, как "Падал прошлогодний снег" Татарского: вот эти все пластилиновые трансформации увлекают безоглядно и составляют основу мульта (в отличие от изначальной иллюстративности "Пластилиновой вороны", например, хотя там тоже интересно).

Мандельштам очень радовался звуковому кино, даже стихотворение о фильме "Чапаев" написал. Но, думаю, он влюбился бы в эту откровенную визуальность мультфильма — родного брата его поздней поэзии, где тоже поверхность речи увлекательнее её глубины, но вовсе не самоценна. Виноградное мясо и пластилин Татарского (выкрутасы Бардина) — явления одного плана.

@темы: поэзия, размышления, мульты