Постмодерн подсмотрен
Об этом удивительном рассказе я узнал на Сигме, в тамошнем Обществе распространения полезных книг. Интересен он тем, что под маской антирелигиозной агитки скрывает типичный лавкрафтовский сюжет, даже главный герой (он же рассказчик, как водится) по-лавкрафтовски неврастеничен (хотя и не так ярко) и впечатлителен. В антирелигиозном пафосе таится и лавкрафтовская тревога за тонкий слой цивилизации, который легко ломает дикий первобытный хаос. Герой жаждет уничтожения всех медвежьих углов типа Сохатовки, здесь не столько любовь к прогрессу, сколько страх перед древней таёжной тьмой. Впрочем, и вне Лавкрафта в американской культуре сюжет типа "чужак прибывает в закрытую деревню, где творится непонятный пиздец" популярен, у нас такой тоже мог быть популярным (мало ли в России закутков), но в СССР этого не вышло, возможно, по идеологическим причинам, а после только появлялись не самые интересные копии американских хорроров в славянских декорациях (впрочем, я мало примеров знаю, но собираюсь узнать, есть пара на примете, может и вы чего подскажете с подобным сюжетом, ребята? Особенно круто, если это будет совецкий рассказ). "Оборотень" — это редкое, может даже уникальное явление.
Написан рассказ в 60-е, действие происходит в 30-е, неудивительно, что никакого явного хоррора в нём и не могло быть, никакой мистики, но вот чисто реалистический отражающий инструмент — метафора — это ок. В этом смысле интересен поворот главной метафоры, этакая парабола, от конкретного понимания оборотня в сознании Меченого к переносному как венцу рассказа в самом конце. Хотя именно этот поворот — артефакт агитки, некая мораль в конце басни. Тем не менее есть в рассказе и саспенс, особенно в эпизоде с кошками. Он такой несколько минималистичный (особенно после пошловатых изысков Полуденницы у Старобинец), но действенный. И ещё вкусняшка — это иллюстрации. Вот некоторые из них

читать дальше

@темы: книги, проза

Комментарии
15.08.2016 в 21:53

Drain thee of woes, your god has turned his back on you. That’s why my tracks still push me forward.
я больше по советской фантастике (типа стругацких), чем по хоррорам, но иногда жанры пересекаются. у меня вот есть сборник "Посёлок на краю галактики", изданных в 80х, и там одноимённый рассказ Брайдера и Чадовича - как по мне, так точно советская крипота. Действие не в деревне, а просто в маленьком городе вроде, а главгерой не пришлый, но очень выделяющийся, особенный на фоне других.

про неврастеничного героя интересно - я это у Лавкрафта заметила, но еще раньше заметила у Мэри Шэлли, ведь Виктор у неё тоже чуть ли не в обмороки падает постоянно от эмоций. Меня это в своё время очень удивило - ведь такая "излишняя эмоциональность" раньше была чертой только будуарных барышень, а тут вдруг главные герои-мужчины начали в обмороки падать от впечатлений, то есть внезапно это перестало быть ппц как стыдно и женским уделом.
15.08.2016 в 21:59

Постмодерн подсмотрен
не хочется думать, блин, вот советский рассказ с подобным сюжетом — это прям супер. Надо в пост добавить. Поищу в инете, ознакомлюсь, если есть. Спасибо)

Мери Шелли так и не читал, а особенности героев Лавкрафта всегда связывал с его личными нездоровыми тараканами.
15.08.2016 в 22:06

Drain thee of woes, your god has turned his back on you. That’s why my tracks still push me forward.
Visioner, www.litmir.me/br/?b=185099 вот ссылка на литмир)) Я просто очень люблю этот сборник (и этот рассказ), всегда рада пропиарить кому-то еще)

меня что удивило - у того же Стивена Кинга герои тоже реагируют по разному, иногда физиологически, иногда психологически, но всё же читателю не раскрывается вся та бездна переживаний 50 оттенков ужаса, как у Шэлли и Лавкрафта. И у Агаты Кристи (у неё есть крипота в сборнике "Гончая смерти") тоже вроде без такого.
15.08.2016 в 22:14

Постмодерн подсмотрен
не хочется думать, о, спасибо ещё раз!

Самое интересное, что меня герой Лавкрафта ни разу так и не убедил в своём ужасе. Ну ужас. Но не УЖАС-УЖАС НАХ ПИЗДОС ТАМ ОГРОМНЫЕ ТЕНТАКЛИ Я ПОТОМОК ЁБАНОЙ ХУЙНИ ПОЙДУ СЕБЯ СОЖГУ
15.08.2016 в 22:19

Drain thee of woes, your god has turned his back on you. That’s why my tracks still push me forward.
Visioner, меня он часто не мог убедить в ужасе за счёт того, что совался туда, куда я, будучи в край испуганной, не полезла бы ни за что на свете. Ну то есть, если ты так напуган, почему ты не бежишь, сверкая пятками без оглядки, а продолжаешь тыкать палкой НЁХ в глаз?
15.08.2016 в 22:22

Постмодерн подсмотрен
не хочется думать, типичное поведение в 90% хорроров, имхо ¯\_( ツ )_/¯
Надо же как-то сюжет развивать)